Проблемы жкх в россии

Проблемы функционирования ЖКХ в современной России

Проблемы жкх в россии

Благоустройство домов – одна из серьезных проблем, которая касается практических всех городов России.

Многие собственники жилья ежемесячно исправно платят за содержание придомовой территории в надлежащем виде, однако не все понимают, как иногда сложно и тяжело управляющим компаниям и ЖКХ выполнять свои обязанности.

Какие проблемы ЖКХ существуют сегодня в России? Многие россияне считают своей главной проблемой ситуацию с жилищно-коммунальным хозяйством.

В последние несколько лет идет реформирование ЖКХ, но многие люди считают, что проблемы на самом деле не решаются, а наоборот, нарастают. Можно ли навести порядок в этой сфере, куда пропадают деньги, как обеспечить нормальное функционирование городов?

Основные проблемы ЖКХ в 2020 году

Давайте рассмотрим главные проблемы в ЖКХ и пути их решения коротко и ясно:

  1. Высокие тарифы и их необусловленный рост. Многие граждане РФ обеспокоены тем, что им приходится тратить немалые суммы на услуги ЖКХ. Плюс к этому многих возмущает непрозрачность расходования средств.
  2. Отсутствие нормального качества предоставляемых услуг. Почему сотрудники ЖКХ не справляются со своими обязанностями? Этому есть два объяснения. Первое: старые коммуникации работают неэффективно, много энергии тратится в никуда и эти потери должны оплачивать жильцы дома. Второе: в ЖКХ нередко работают сотрудники, которые не соответствуют занимаемой должности, поэтому выполняют работы неправильно, непрофессионально, из-за чего страдает качество работ.
  3. Отсутствие контроля за предприятиями жилищно-коммунальной отрасли. Государство недостаточно контролирует эту сферу, а ЖКХ чувствуют свою безнаказанность, поэтому нередко люди сталкиваются с мошенническими схемами и аферистами, берущими за свои услуги втридорога, а по факту не предоставляющие эти услуги.

Решить главные проблемы управляющих компаний ЖКХ в 2020 году можно такими путями:

  1. Государство должно взять на контроль деятельность ТСЖ, управляющих компаний и разработать правовую ответственность за недобросовестную работу этих организаций. Также важно, чтобы правительство ликвидировало монополистов, которые устанавливают заоблачные цены на коммунальные услуги. Необходимо создать здоровую конкурентную среду для управляющих компаний.
  2. Найти дополнительные источники финансирования, чтобы можно было произвести полную модернизацию коммунальной инфраструктуры. Износившиеся, прогнившие трубы, газопровод, канализацию, старые электрические сети – все это нужно поменять, чтобы люди не переплачивали за потерю энергии. Дополнительно для снижения энергетических потерь следует установить систему энергосбережения в каждом доме, а также поставить новые приборы учета, чтобы жильцы не прибегали к мошенническим схемам.
  3. Создание общественных организаций для осуществления контроля за работой ЖКХ. Члены таких организаций должны контролировать ход проведения капитального ремонта, замену окон, работы по благоустройству прилегающей к дому территории и т. д.

Проблемы ЖКХ с точки зрения населения

Жильцы многоквартирных домов особое внимание уделяют таким проблемам в жилищно-коммунальном хозяйстве, как:

  • высокие тарифы на услуги;
  • плохое качество предоставляемых услуг;
  • отсутствие капитального или косметического ремонта (не окрашиваются подъезды, не ремонтируются окна/двери/лавки и т. д.);
  • коррупция в сфере ЖКХ, воровство;
  • отсутствие государственного контроля за деятельностью управляющих компаний;
  • отсутствие нормального благоустройства территории;
  • отсутствие нормального напора воды, отопления, проблемы с поставкой газа;
  • аварийное состояние домов;
  • плохие дороги на придомовой территории;
  • некомпетентность работников ЖКХ;
  • отсутствие финансовой отчетности перед населением;
  • плохой вывоз мусора (несвоевременный, грязная уборка);
  • отсутствие детских площадок возле дома, лавочек, урн и др.

Для успешного реформирования системы ЖКХ в России необходимо сделать следующие шаги:

  1. Изменить законодательную базу, внедрить лицензирование управляющих компаний.
  2. Создать базу злостных неплательщиков коммунальных услуг, чтобы как-то влиять на них (например, пока не оплатил долги по ЖКХ, то ни один банк не выдаст потребительский кредит).
  3. Предоставить населению возможность получения бесплатной консультации от юристов по части ЖКХ. Это нужно для того, чтобы население было осведомлено о проблемах ЖКХ, о путях их устранения. Важно работать с людьми, чтобы они понимали, почему эта сфера имеет те или иные проблемы, и как каждый житель может повлиять на деятельность управляющих компаний.
  4. Повысить эффективности использования основных средств ЖКХ путем применения современных технологий и материалов при проведении ремонтных работ.

Создание фонда содействия реформированию системы ЖКХ

В 2007 году был подписан Федеральный закон № 185–ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ».

Цель этого фонда в том, чтобы направить все силы на создание благоприятных и безопасных условий проживания людей, повысить качество услуг и избавиться от проблем реформирования, внедрить ресурсосберегающие технологии, обеспечить финансовую поддержку субъектам РФ для проведения ремонтов и др.

Основная идея реформы в том, что жильцы должны перейти к самоуправлению. Это значит, что сами владельцы квартир должны следить за состоянием общедомового имущества, заниматься благоустройством прилегающих территорий и нести за это ответственность.

https://www.youtube.com/watch?v=eEW3fkjPh0g

Поэтому в последнее время все чаще стали появляться товарищества собственников жилья, которые лично управляют домом.

Перспективы развития отрасли ЖКХ

Проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ – неоднократная и очень многогранная тема для дискуссий. В 2011 году ЖКХ вступило в полосу инновационных преобразований.

Если ранее правительство ставило перед собой задачу – сформировать прозрачную цепочку «потребитель – управляющая компания – ресурсоснабжающая организация» с целью устранения конфликтов между жильцами дома и поставщиками услуг, то по состоянию на 2020 год основные проблемы в жилищном законодательстве были устранены.

Так, сегодня можно упростить создание ТСЖ, была создана здоровая конкуренция, были четко установлены нормативы потребления коммунальных услуг (разграничение на индивидуальное и общедомовое потребление).

Теперь платежи по коммунальным услугам рассчитываются справедливо и обоснованно. Граждане теперь понимают, что указано в их счетах и за что они должны платить.

Проблемы функционирования ЖКХ в современной России и перспективы развития этой отрасли сводятся к следующим положениям:

  1. В сфере управления многоквартирными домами – важно создать такие условия, при которых количество удовлетворенных жильцов дома будет возрастать. Для этого нужно повышать ответственность собственников квартир, своевременно делать ремонт и др.
  2. В сфере проведения ремонта – своевременно проводить ремонт надлежащего качество и по оправданной цене. Для повышения эффективности системы капитального ремонта нужно привлекать дополнительные источники финансовых ресурсов, например, это может быть кредитование.
  3. В сфере устранения аварийного жилого фонда – государство взялось защищать социально незащищенные слои населения путем их переселения из аварийных квартир в нормальные условия проживания. Для этого оно планирует создать некоммерческий фонд аренды, выделяемый муниципалитету для возведения домов в целях переселения людей при условии возврата средств сроком до 30 лет.
  4. В сфере теплоснабжения – правительство обяжет теплоснабжающие предприятия нести ответственность за качественную и надежную подачу тепла.
  5. В сфере подачи горячей воды – правительство запланировало провести многоступенчатый переход от использования открытых систем горячего водоснабжения до закрытых систем. Это поможет уменьшить потерю тепловой энергии.
  6. В сфере подачи холодной воды задача правительства – обеспечить все население России качественной питьевой водой. При этом неважно, какой у человека достаток или какое у него социальное положение. Вода должна быть качественной в любом случае. Для реализации этого положения необходимо будет проводить очистку сточных вод, устранять осадки, уменьшать воздействие антропогенных факторов на окружающую среду.
  7. В сфере усовершенствования и повышения энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства – планируется привлекать частных инвесторов, чтобы те вкладывали деньги в ЖКХ.

В сфере ЖКХ существует множество проблем: неоправданные платежи, некачественное предоставление услуг, отсутствие контроля и, как следствие, безнаказанность работников ЖКХ.

Сегодня для развития сферы ЖКХ необходимо разрабатывать и успешно внедрять комплекс мероприятий, направленных на развитие инновационных технологий, на поиск инвесторов, создание заинтересованности каждого владельца квартиры в многоквартирном доме осуществлять контроль за управляющей компанией и повышать эффективности ее работы.

Источник: http://expert-home.net/problemy-zhkh/

Экономическая характеристика жилищно – коммунального хозяйства как отрасли экономики РФ. Современные проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ

Проблемы жкх в россии

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Что такое ЖКХ и каков состав жилищно — коммунального комплекса РФ?

2. Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ

3. Проблемы ЖКХ в России

4. Проблемы предприятий ЖКХ

5. Реформы ЖКХ в России

На протяжении нескольких последних десятилетий, с учетом специфики формирования экономических отношений, в нашей стране ключевой проблемой, волнующей не только общество, но и Правительство, является проблема жилищно коммунального хозяйства.

1. Что такое ЖКХ и каков состав жилищно — коммунального комплекса РФ?

Под жилищно-коммунальным комплексом понимается сектор экономики, связанный с профессиональным управлением и обслуживанием объектов жилой недвижимости (как правило, многоквартирных домов) и обеспечением комфортных условий нахождения в этих объектах путем предоставления коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальный комплекс содержательно включает в себя два сектора экономики – жилищный и коммунальный.

При этом в жилищном секторе в рамках принятой терминологии рассматриваются не все вопросы жизненного цикла жилых зданий (планирование – строительство – эксплуатация – ликвидация), а только связанные с эксплуатацией, а значит, – и с предоставлением коммунальных услуг.

Вопросы же коммунального сектора рассматриваются традиционно шире, чем только в увязке с жилищным сектором, поскольку лишь около половины производимых коммунальным сектором ресурсов поставляются в жилищный сектор. Кроме жилищного сектора выделяют также бюджетных и коммерческих потребителей.

Предприятия жилищно – коммунального хозяйства – это «учреждения и организации вне зависимости от организационно — правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, оказывающие жилищно — коммунальные услуги соответствующим категориям потребителей».

Состав жилищно – коммунального хозяйства в нашей стране можно представить в виде следующей схемы (рис. 1).

Рисунок 1 — Состав жилищно – коммунального хозяйства

Приватизация жилого фонда и передача его в собственность физических лиц, происходящая уже двадцать семь лет, стала основным фактором формирования и создания управляющих компаний, различных форм собственности и видов.

Как представляется логичным, основной целью приватизации и возможности перехода государственной собственности в частные руки, являлась необходимость перенаправления финансового бремени содержания и управления жилыми помещениями на плечи населения.

Особенностью проводившейся в начале 90-х годов прошлого века приватизации, стал сначала переход жилых помещений из государственной собственности в муниципальную собственность, а затем в собственность физических и юридических лиц. Выделение именно этого способа перехода жилого фонда в частную собственность, имеет свои особенности, т.к.

по сути, на протяжении последних двадцати лет, многоквартирное жилье из приватизированного фонда, представляло собой конгломераты, т.е. когда приватизированное жилье принадлежит частным лицам, а нежилые помещения муниципалитетам.

2. Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ

Производственная специфика деятельности предприятий ЖКХ заключается в следующем:

— целью деятельности муниципальных предприятий ЖКХ является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг. Цель деятельности коммерческих предприятий в сфере ЖКХ – получение прибыли;

— продукция предприятий ЖКХ, как правило, не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги тепло-снабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления;

— переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий ЖКХ имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы пик), и предоставление услуг должно быть согласовано с этими процессами 

Правовую основу, регламентирующую вопросы управления многоквартирным домом управляющей компанией, устанавливает п.2.ст.161 ЖК РФ.

Помимо рассматриваемого в рамках институционального аспекта данной формы управления, жилищное законодательство выделяет так же возможность управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья (далее – ТСЖ) и непосредственно собственниками помещения (где количество квартир в доме не более 30).

Кроме того, на федеральном и региональном уровне, имеются и постоянно реформируются различные нормы законодательства в сфере оказания услуг ЖКХ, основополагающие из которых так же служат правовой основой функционирования управляющих компаний.

Принятые поправки в Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепили необходимость с 1 июля 2015 года, получения лицензии на осуществление деятельности всеми управляющими компаний, в том числе и товариществами собственников жилья, созданными жильцами нескольких домов.

3. Проблемы ЖКХ в России

В ЖКК накопился целый ряд технологических, организационных и финансовых проблем, не позволяющих в сжатые сроки реализовать план по созданию эффективного и качественного снабжения населения и других потребителей коммунальными услугами (ресурсами).

В технологической сфере основной проблемой является высокий и продолжающий нарастать уровень физического и морального износа коммунальной инфраструктуры. Нормативный срок отслужили около 60% основных фондов.

По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации физический износ основных фондов котельных составил 55%, тепловых сетей – 63%. Требуют срочной замены около 16% теплопроводов и 30% сетей водоснабжения и канализации.

В целом ряде муниципальных образований износ коммунальной инфраструктуры достиг критического уровня.

Причиной такого высокого уровня износа фондов является хроническое недофинансирование отрасли.

Если в первые годы после перехода от плановой экономики к рыночной недофинансирование было вызвано низкой долей оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и нехваткой бюджетных средств, то в последние годы недостаточный уровень капитальных вложений является следствием ограничения роста тарифов, опережающего роста расходов организаций коммунального комплекса на энергоресурсы и низкой привлекательности отрасли для частных инвесторов.

При этом, по данным Росстата, парадоксальным образом аварийность в сфере теплоснабжения с 2000 по 2017 год сократилась в 18 раз, аварийность в сфере водоснабжения за последние пять лет сократилась в 2 раза.

На протяжении последних лет наблюдается общее снижение уровня государственных субсидий на оплату услуг ЖКХ. Незащищенным слоям населения государство предоставляет определенные субсидии на оплату услуг ЖКХ. Но с каждым годом доля таких субсидий снижается (рис. 2).

Рисунок 2 — Доля домохозяйств, получающих жилищные субсидии [30]

При этом, фактически уровень платежеспособности населения не растет. Таким образом, получается, что государство лишает субсидий именно не защищенные слои населения.

4. Проблемы предприятий ЖКХ

Более тщательно необходимо рассмотреть проблемы, прямо или косвенно касающиеся именно предприятий ЖКХ.

  1. Использование различных схем ухода от налогово управляющими компаниями. Проблема оптимизации налогообложения являлась актуальной на всех этапах реформирования налогового законодательства. Однако, некоторые предприятия, в том числе и предприятия ЖКХ используют незаконные методы оптимизации. Так, отдельные управляющие компании могут выделять часть жилого фонда и передавать его на обслуживание отдельному юридическому лицу, находящемуся на упрощенной системе налогообложения, в связи, с чем в бюджет не допоступают платежи по НДС. Налоговая база по налогу на прибыль самой управляющей компании снижается за счет осуществление платежей на содержание жилого фонда этой, выделенной компании.
  2. Большая величина задолженности плательщиков по услугам ЖКХ. Согласно данным Росстата, в первой половине 2018 года население задолжало за услуги ЖКХ 646 млрд. руб., что больше аналогичного периода 2017 года на 25 млрд. руб. [30]. Общий долг по ЖКХ (объем задолженности граждан и организаций за услуги жилищно-коммунального хозяйства) в России составляет 1,34 триллиона рублей [27]. Причины роста задолженности, в первую очередь кроются в снижении уровня платежеспособности населения и в росте цен на коммунальные услуги. Высокий уровень и положительная динамика закредитованности населения, так же влияют на оплату коммунальных платежей.
  3. Повышение ставки НДС. В целом, хоть и Правительство нашей страны отмечает, что «рост платы за услуги ЖКХ ограничен, поэтому гражданам не стоит беспокоиться из-за влияния увеличения НДС на соответствующие тарифы» [14], но ежегодное индексирование тарифов ЖКХ, по нашему мнению, может уже в 2019 году включить именно эти 2%, которые будет вынуждено оплачивать именно население. Некоторые коммунальные предприятия раньше вообще не платили НДС, работая по упрощённой системе налогообложения. Но в скором времени всё изменится. В коммунальную сферу на место мелких компаний (котельные, небольшие водоканалы) активно приходят концессионеры, которые должны будут платить НДС в размере 20%. Что будет очень чувствительно, ведь отрасль ЖКХ является очень недофинансированной.

5. Реформы ЖКХ в России

В настоящее время, как уже и на протяжении двух последних десятилетий, наше государство проводит политику реформ системы ЖКХ, структурированно данные реформы представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 — Основные направления реформ ЖКХ (составлено автором)

Осуществление реформ в системе ЖКХ требует от государства существенных затрат, поэтому, в текущих условиях экономического кризиса, государство все больше и больше пытается переложить финансирование рассматриваемой отрасли на население (собственников) помещений, что логически и предполагает рыночная система отношений.

Правительство РФ утверждает средние индексы изменения размера платы за коммунальные услуги отдельно по каждому субъекту РФ, а также для каждого субъекта РФ устанавливается предельно допустимое отклонение от среднего индекса, которое может быть применено в отдельных муниципальных образованиях этого субъекта РФ.

Современное жилищно-коммунальное хозяйство России представлено достаточно сложной системой общественных отношений между производителями и потребителями услуг, посредством которых должны обеспечиваться комфортные и безопасные условия жизни и работы населения страны. Имеющие место низкое качество, недостаточный объем и высокая стоимость этих услуг приводят к конфликтам, перерастающим в судебные споры.

Бухгалтерский учет на предприятиях ЖКХ

Экономическая характеристика жилищно – коммунального хозяйства как отрасли экономики РФ. Современные проблемы и перспективы развития отрасли ЖКХ

Внутренний контроль на предприятиях ЖКХ

Отсутствие эффективного контроля предприятий ЖКХ создает благоприятную среду для злоупотреблений, наиболее распространенной формой которых являются предусмотренные законом преступления, связанные с мошенничеством, воровством, а также использованием должностного положения в корыстных целях. К основным видам преступлений, распространенных в указанной сфере деятельности, относятся:

— противоправные деяния, направленные на завышение тарифов на коммунальные услуги, совершаемые лицами, занимающими руководящие должности в организациях, осуществляющих управление и снабжение необходимыми ресурсами многоквартирных домов;

— присваивание денег, которые были направлены государством на повышение эффективности функционирования объектов ЖКХ;

— расхищение денег, принадлежащих управляющим компаниям, осуществляемое путем перевода средств на счета подставных фирм;

— иные преступления.

Политика в сфере ЖКХ сегодня в первую очередь нацелена на формирование благоприятной среды для обеспечения надлежащего содержания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры: посредством борьбы с недобросовестными управляющими организациями и ужесточения контроля за исполнителями услуг, как со стороны собственников, так и со стороны контролирующих органов.

Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство остаётся одной из наиболее острых проблем и требует всестороннего диалога между обществом, государством и бизнесом.

Проводимые в настоящее время преобразования в ЖКХ создают необходимые условия для повышения качества услуг. В отрасли по-прежнему сохраняется ряд проблем: высокий уровень износа инфраструктуры, серьёзные потери ресурсов, низкое качество услуг.

Отрасли ЖКХ требуются инновации, основой которых является достижение главной цели — обеспечение благоприятных условий проживания жителей.

Источник: https://abium24.ru/zhkkh-kak-otrasl-kharakteristika-i-problemy

Проблемы ЖКХ и пути их решения

Проблемы жкх в россии

В статье дается представление о современном состоянии жилищно-коммунального хозяйства России; обозначаются основные проблемы, которые возникают в данной сфере. Предлагается ряд перспективных направлений повышения эффективности развития сектора жилищно-коммунального хозяйства, которые позволят преодолеть названные в статье проблемы.

ЖКХ является одним из крупных секторов экономики каждой страны, в том числе и нашей страны. К основным составляющим российского ЖКХ можно отнести содержание и эксплуатацию жилищного фонда, водоснабжение и водоотведение, тепло- и электроснабжение, санитарная очистка городов, дорожно-мостовое хозяйство, содержание и благоустройство территорий и.т.д.

В ЖКХ РФ сосредоточено примерно 25 % основных фондов государства, лишь коммунальной энергетикой потребляется больше 20 % электроэнергии и 45% тепловой энергии. И поэтому реформирование ЖКХ представляется весьма трудным, социально важными болезненным процессом, так как затрагивает все слои людей в стране.

Наряду с этим , количество и масштаб существующих проблем в ЖКХ является значимым индикатором нынешнего состояния общества.

Целью исследования данной работы является изучение и выявление острых проблем в ЖКХ и предложить основные пути его реформирования. Реформу ЖКХ в городах и пригородных зонах можем с уверенностью отнести к сложным инновационным процессам со всеми обязательными, свойственными им этапами появления и развития.

Запуск процесса эффективного реформирования в большинстве случаев осложняется неготовностью и низкой адаптивностью к инновациям всех участников, затрагиваемых этим процессом, в том числе и самих жителей страны.

К сожалению, за многие годы формирование иждивенческого отношения к коммунальной сфере глубоко укоренилось в сознании людей, проявляясь в настоящее время в нежелании активно участвовать в реформе ЖКХ.

Главной ошибкой в процессе реформирования ЖКХ считается отсутствие полномасштабного эксперимента с доведением идеи реформирования до всех слоев населения, с демонстрацией показательных объектов, которые наглядно подтверждают целесообразность преобразований и надежность механизма их реализации.

Неслучайно законы формирования инновационных процессов не рекомендуют запускать в массовое производство новации, которые не прошли экспериментальные испытания. Мы предполагаем, что осуществление российской реформы ЖКХ возможно сравнить с запуском пассажирских лайнеров с пассажирами на борту без проведения экспериментальных полетов.

Как показывает практика, идея вовлечения в процесс реформирования ЖКХ цивилизованного частного бизнеса полностью провалилась по этой же причине.

На сегодняшний день сфера взаимоотношений в области ЖКХ между государством и большинством населения России является одним из главных источников социального напряжения, а часто даже воспринимается как определенное насилие со стороны структур, которые уполномочены распоряжаться данной сферой.

А также перевод на рыночную основу ЖКХ не мог иметь успеха по причине того, что кадры, которые привлечены к управлению процессом реформирования данной отрасли, не соответствовали нынешним квалификационным требованиям и не были заинтересованы в успехе реформ.

Последствия управленческих ошибок в ЖКХ, попустительского отношения или халатности неутешительны и даже могут быть опасны для жизни и здоровья населения.

В чем же заключаются основные проблемы в сфере ЖКХ?

  1. Тарифы. Наиболее важная тема для многих жителей страны. Плата за коммунальные и жилищное обслуживание слишком высока и всегда растёт, становясь значимой статьёй расходов для среднего класса и очень трудным бременем для малоимущих категорий людей. Кроме высокой стоимости, беспокойство и возмущение у жителей вызывает «непрозрачность» процесса формирования цен и тарифов за обслуживание ЖКХ. Даже юридически и экономически грамотные граждане редко могут ориентироваться в механизме начисления платы. Запутанность схемы создает благоприятные условия для процветания коррупции. Сумма платежей за использования жилья неоднократно превышает фактический расход на его содержание. Отсутствует практика установления персональных тарифов для каждого отдельного дома.
  2. Качество и объём услуг. Многие жители не довольны уровнем качества предоставляемых ЖКХ услуг и предполагают, что оно не соответствует стоимости. причина — изношенность жилищных фондов и недостаток мощностей. Старые коммуникации (водопровод, канализация, газопровод, электросети) работают неэффективно, с большими энерго потерями, которые оплачивают жители. Растущие потребности жителей в энергоносителях превосходят заложенный потенциал мощности сетей. Большая нагрузка приводит к сбоям в процессе эксплуатации и отключениям. Ещё одна причина низкого качества услуг ЖКХ является откровенный непрофессионализм работников. В целях экономии для выполнения электромонтажных и сантехнических работ нанимаются работники у которых нет соответствующей квалификации.
  3. Неконтролируемость предприятий жилищно-коммунальной отрасли. Страна не контролирует деятельность организаций ЖКХ и качество услуг, которые предоставляются ими жителям страны. Отсутствуют рычаги, которые воздействуют на такие организации: не предусмотрена ответственность за невыполнение обязательств по договорам об оказании услуг ЖКХ. Повсеместно насаждается одна форма объединения собственников — товарищество собственников жилья (ТСЖ). ТСЖ не является универсальной формой объединения для России, так как большинство граждан пассивны в организационных вопросах и низкая правовая грамотность. Поэтому итогами работы ТСЖ стали захваченный монополистами рынок и практически полное отсутствие конкуренции. Недобросовестные лица, получили возможность для личного обогащения, путем формирование фиктивных ТСЖ, и кроме того реализации коррупционных схем. К примру, одна из самых распространенных: объединение заказчика и подрядчика. Реальный потребитель вынужден оплачивать искусственно завышенную стоимость услуг, которые по факту ему не нужны. Отсутствие государственного контроля привело к тотальному развращению данной сферы: чувствуя полную безнаказанность, в её рамках активно действуют мошенники и аферисты.

Ключевые пути решения проблем в сфере ЖКХ

  1. Государственный контроль.
    • Нужно пересмотреть систему тарифообразования. Она должна быть максимальна простая и ориентированная на жителей страны;
    • Правовая ответственность за недобросовестную деятельность организаций ЖКХ, участие в коррупционных схемах, формировать фиктивные ТСЖ и т.д.;
    • Нужен государственный контроль за качеством услуг, которые предоставляются жителям;
    • ликвидировать монополию на рынке организаций ЖКХ, формировать и поддержать конкурентную среды.
  2. Модернизация коммунальной инфраструктуры. Полное обновление систем коммуникаций повысит эффективность работы.

    Для снижения энерго потерь нужно установить систему энергосбережения в многоквартирных домах, и усовершенствовать приборы учёта. Обеспечить растущие потребности населения в энергоносителях смогут новые более мощные источники. Их создание экономически окупится менее чем за пять лет — привлекательный проект для инвестиций.

  3. Общественный контроль. Нужно создать общественные организация для осуществления контроля за проведением капитального ремонта, оценки качества и стоимости работ, запрашивания конкретных услуг (расширение парковки, детских площадок, озеленения и т.п.).

В таблице 1 мы привили рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России (по данным опроса второй половины 2016 года).

Таблица 1. рейтинг проблем жилищно-коммунального хозяйства в России

Непрозрачность тарифов23%
Качество работы управляющих организаций19%
Капитальный ремонт13%
Состояние многоквартирных домов12%
Качество предоставляемых услуг7%
Обустройство прилегающих территорий4%
Проблемы с приборами учета3%
Бездействие уполномоченных органов1,5%
Аварийное жилье1,5%
Иные16%

В сфере жилищного обслуживания есть серьёзные проблемы в и пути решения мы всегда сможем найти. Проведение государством жёстких кардинальных реформ в этой области и последовательное претворение их в жизнь под непрерывным общественным контролем способно изменить динамику в положительную сторону

Источник: https://novainfo.ru/article/14600

Проблемы ЖКХ

Проблемы жкх в россии

Правожил.com > Вопросы ЖКХ > Коммунальные услуги > Проблемы ЖКХ

Сфера деятельности ЖКХ

Сферу ЖКХ, или жилищного и коммунального хозяйства, часто называют «коммуналкой». Понятие комплексное, включающее факторы обслуживания, от которых зависит комфортность жилья: безаварийное снабжение горячей и холодной водой, система ее очистки, канализация; электро-и газоснабжение; теплоснабжение; вывоз мусорных контейнеров; текущий ремонт коммуникаций и здания; благоустройство.

Основные проблемы ЖКХ

особенность системы – это социальная значимость отрасли жизнеобеспечения. Назревшие проблемы ЖКХ традиционно волнуют каждого в ситуации, когда необоснованные цены становятся бременем непосильных платежей в условиях предоставления услуг низкого качества. Поговорка по две известные беды в России дополняется третьей – ЖКХ.

Выход из кризисной ситуации коммунальной сферы станет важнейшим показателем развитости не только отдельного региона, но и страны в целом.

Проблемы ЖКХ

В списке болевых точек системы ЖКХ следующие:

  1. Отсутствие единого порядка и прозрачности ценообразования услуг и, как следствие, невозможность потребителю проверить верность расценок и расчетов.
  2. Несоответствие уровня установленных платежей за коммунальные услуги и жилье реальным затратам на обслуживание. Переплаты и оплаты за не оказанные потребителю услуги – бич ЖКХ.
  3. Низкое качество выполнения услуг предприятиями ЖКХ. Ошибки персонала как проявление недостаточной квалификации специалистов отрасли. Несвоевременное устранение сбоев и неполадок. Отсутствие контроля и недостаточно эффективное внутреннее управление как одна из причин ухудшения работы отрасли.
  4. Проявление иждивенческих настроений собственников жилья, неправильная эксплуатация оборудования, запущенность и износ фонда недвижимости.
  5. Низкий уровень финансирования работ по модернизации системы и обслуживанию жилья.
  6. Дифференциация по регионам состояния оснащенности и качества предоставляемых услуг в ЖКХ.
  7. Изношенность основного отраслевого фонда ЖКХ, применение устаревших технологий, требующих больших финансовых вложений и ресурсов (тепла, газа, воды и т.д.). Энергоемкость оказанных услуг превышает аналогичные показатели стран Европы в 2,5-3 раза.
  8. Обслуживающее оборудование в состоянии физической изношенности и моральной неактуальности.
  9. Требования к современной инфраструктуре ЖКХ и ее возможности

    Растущие требования к современной инфраструктуре не соответствуют имеющимся мощностям устаревшей инженерной коммунальной системы.

  10. Дисбаланс потребностей и возможностей.
  11. Недостаточная конкуренция в сфере оказания коммунальных услуг, монополизация отдельных областей.

  12. Противоречивость правового регулирования отраслевого функционирования. Несовершенство нормативной базы в сфере поставщиков услуг.
  13. Проблемы отношений между заказчиками, подрядчиками и потребителями в правах, обязанностях сторон, системе взаимодействия.
  14. Незавершенность процесса приватизации недвижимости, препятствующая созданию ассоциаций собственников жилья.

Какие меры устранения проблем ЖКХ актуальны сегодня

Социальная поддержка незащищенным гражданам

Государство признало критическим состояние коммунальной сферы и жилищного фонда. В настоящее время политический курс направлен на привлечение частного бизнеса в ЖКХ, формирование условий для его развития.

Постепенно проводится пересмотр цен на оказание коммунальных услуг с проведением социальной поддержки самым незащищенным гражданам. Государство предпринимает попытки сдерживать цены на услуги ЖКХ.
Решению накопившихся проблем ЖКХ может помочь постепенная модернизация всей инфраструктуры отрасли, реализация отдельных проектов по оптимизации применения природных ресурсов и качества услуг.

Подсчитано, что требуется около полутора триллионов рублей инвестиций. Государство не предоставит их в полном объеме. Финансовые притоки возможны только в рыночных условиях на основе здоровой конкуренции для реализации проектов и программ развития.

Нужна обновленная правовая и экономическая платформа для создания финансовой привлекательности отрасли и освоения внебюджетных средств.

Прозрачные тарифы для населения

Компании и частные фирмы, приходящие на рынок ЖКХ, вместе с государством должны преодолевать трудности и риски по развитию отрасли. Требуется постоянная поддержка системы обновления, поиска решений и подготовки квалифицированных кадров для работы в новых условиях.

Варианты решений текущих проблем ЖКХ видятся в следующем:

  • совершенствование жилищной политики с установлением льгот и привлечением лучших компаний для работы в сфере ЖКХ;
  • установление прозрачных и оправданных тарифов для населения, порядка в ценообразовании;
  • внедрение комплексной реконструкции микрорайонов или кварталов;
  • создание системы стимулов и должных условий для экономии энергопотребления, рационального использования ресурсов, снижения энергоемкости производств;
  • обновление организационных и управленческих структур ЖКХ; техническое переоснащение системы ЖКХ, внедрение новых технологий в обслуживании жилищного фонда.

Инертность многих участников системы ЖКХ объясняется сложными внутренними порядками и боязнью рисков. На текущий период не завершена инвентаризация имущества ЖКХ, что препятствует объективной оценке отрасли.

Нужны общие усилия по наведению порядка и выходу на новый уровень комфортности в вопросах текущего жизнеобеспечения.

На сайте можно найти материалы по различным вопросам обслуживания жилого фонда и решения правовых проблем с недвижимостью в сфере ЖКХ. Консультации и индивидуальные решения можно получить онлайн или по горячему номеру телефона.

Источник: https://PravoZhil.com/zhkh/uslugi/problemy

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства

Проблемы жкх в россии

Тема, рассматриваемая в данной статье является наболевшей, актуальной в связи с необходимостью совершенствования системы ЖКХ, для создания экономического механизма управления жилищно-коммунальным хозяйством, который является базой для производства жизнеобеспечивающих услуг.

Ключевые слова:жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, услуги ЖКХ, коммунальные системы жизнеобеспечения, планирования, эффективность управления ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство или сокращенно ЖКХ представляет собой сложную и многоуровневую систему городского хозяйствования, деятельность корой направлена на предоставлении населению того или иного района услуг в области технического и санитарного обслуживания, проведения ремонтных и профилактических работ, обеспечению важными ресурсами, такими как газ, электричество, теплоснабжение, водоснабжение).

Жилищно-коммунальные хозяйства, по своей сути являясь коммерческими организациями, преследуют цель получения прибыли, но в то же время, тарифы и плату за текущий ремонт и содержание жилья не могут взимать выше установленных нормативов.

В системе взаимоотношений участвуют одновременно несколько сторон — это управляющая компания, квартиросъемщики, организации — поставщики услуг, таких как теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение.

Если рассматривать организации ЖКХ, то можно выявить две основные стороны — во-первых, это коммерческая деятельность, преследующая получении прибыли, с другой же стороны организации сферы ЖКХ возлагают на себя огромную ответственность в области снабжения населения ресурсами и содержания жилищного фонда в надлежащем виде и состоянии.

Организации сферы ЖКХ нередко из-за ветхости жилья несут убытки и оплачивают судебные издержки за нанесенный имущественный ущерб.

Таким образом, организации сферы ЖКХ являются одной из важнейших структур города, сбой системы функционирования организаций ЖКХ способен остановить деятельность и функционирование не только района — но и города в целом.

Можно говорить, что ЖКХ является основной для развития инфраструктуры России в общем и отдельных городов в частности.

Государство в лице власти и местного самоуправления на местах отказывается признавать данный момент и сводит роль ЖКХ именно к ремонтно-контрольному направлению. Возникает вопрос оп причине такого положения вещей.

Основным ответом на данный вопрос можно выдвинуть предположение о том, что признав ЖКХ направлением развития инфраструктуры, власти будут вынуждены закладывать определенную сумму в бюджете для данной сфере деятельности.

Но проблемой в сфере ЖКХ стоит не только в отсутствии финансирования со стороны государства.

Со стороны управляющих компаний также наблюдаются множественные нарушения.

Достаточно часто встречаются ситуации, когда при проведении фактических проверок выявлялось, что многоквартирные дома обслуживаются компаниями незаконно. Общие собрания собственников жилья не проводятся, а бюллетени ания подписаны третьими лицами [1].

В результате отсутствия контроля со стороны государственных и муниципальных органов и бездействия ряда правоохранительных органов формированию и деятельности управляющих компаний дана свобода действий. Результатом стало не оказание населению жилищно-коммунальных услуг на должном уровне, а также не эффективная и не целевая трата материальных ресурсов и получаемых от населения денежных средств.

В части наиболее распространенных правонарушений в деятельности управляющих компаний можно выделить:

—        заключение договоров с подрядчиком на выполнение ремонтных работ с завышенной сметой, саму работу зачастую не выполняют, а составляют фиктивные акты выполненных работ;

—        нарушается порядок начисления оплаты за капитальный ремонт, отсутствие структуры оплаты за содержание и ремонт жилья и не доведение их до жителей не позволяет проконтролировать их объективность.

Аналогичные нарушения имеют место и в деятельности товарищества собственников жилья (ТСЖ).

ТСЖ удобна тем, что с чиновников на местном уровне полностью снимается ответственность за возникающие ситуации в домах, все же это нельзя назвать причиной отсутствия контроля деятельности ТСЖ.

Но стоит отметить тот факт, что проблемные ситуации возникают не только со стороны организаций сферы ЖКХ.

Многие управляющие компании сталкиваются с большими проблемами в процессе осуществления деятельности, в частности:

—        постоянное бюджетное недофинансирование при необходимости поддержания на соответствующем уровне санитарного состояния территорий и технической исправности инженерного оборудования жилого и нежилого фонда;

—        рост дебиторской задолженности, население зачастую не всегда оплачивает всю сумму задолженности. Обязанность неплательщиков коммунальных услуг перекладывается на плечи законопослушных жильцов. Такое обременение обосновывается длительностью судебных разбирательств по взысканию платежей с неплательщиков. Но страдают те, кто своевременно выполняет свои обязанности;

—        ветхое жилье и изношенность основных фондов при отсутствии государственной поддержки.

—        низкое взаимодействие элементов ЖКХ: эксплуатация жилья, водопроводно-канализационного хозяйства, сбор и утилизация твердых бытовых отходов, санитарное состояние жилья, энергоснабжение, теплоснабжение и др.

Целью совершенствования ЖКХ является создание благоприятных условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры к стандартам качества, которые обеспечат комфортные условия для проживания граждан. Обеспечение финансовой поддержки объектов ЖКХ, позволят обеспечить коммунальной инфраструктурой жилищные объекты, повысить качество коммунальных услуг.

В качестве решения вышеизложенных проблем, организациям в сфере ЖКХ целесообразно:

—     использовать дифференцированные тарифы на жилье и коммунальные услуги, вести более строгий учет сверхнормативной площади и второго жилья, оплата которых может производиться по повышенным тарифам и ставкам, что обеспечит получение дополнительного финансирования, кроме того, следует ввести повышенные тарифы и на сверхнормативное потребление коммунальных услуг;

—     рекомендуется создать при предприятии единый расчетно-кассовый центр, в который будут поступать платежи за коммунальные услуги, а в созданной базе данных будет своевременно отслеживаться задолженность по оплате. В этих условиях размер просроченной задолженности не превышает 12–14 %;

—     одним из путей сокращения задолженности может быть привлечение трудоспособных неработающих квартиросъемщиков к отработке задолженности по квартплате на вспомогательных работах в коммунальной сфере, например по уборке территорий, при проведении текущих ремонтов.

Успешная реализация данных мероприятий позволит:

—     улучшить качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей, комфортность и безопасность условий проживания граждан;

—     повысить эффективность работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства и снизить затраты на предоставление жилищно-коммунальных услуг;

—     повысить хозяйственную самостоятельность предприятий жилищно-коммунального хозяйства и их ответственность за качество обслуживания потребителей.

Основным мероприятием по снижению дебиторской задолженности является активная пропаганда по погашению долгов за коммунальные услуги, а также привлечение судебных органов, в случае игнорирования данной разъяснительной работы.

Что же касается контроля над деятельностью управляющих компаний и ТСЖ — в данном случае необходимо рассмотреть механизм контроля и регулирования данных взаимоотношений на уровне государства и местного самоуправления. К сожалению, в РФ многие потребители услуг не знают своих прав, либо не реализуют их в силу бесперспективности противодействия существующей системе.

Литература:

1.      Алфёров В. ЖКХ: прошлое и настоящее. //Электронный ресурс.URL: http://www.234555.ru/publ/9–1-0–287

2.      Медведев: хищения в сфере ЖКХ стали эпидемией. Электронный ресурс. URL: http://www.audit-it.ru/news/finance/400993.html

3.      Ягодина Л. П. Управление жилищно-коммунальным хозяйством: организационно-правовые аспекты: Автореф. дис…. к. ю. н. М., 2012.

4.      Сиваев С. Б. Как эффективно управлять жилищным фондом. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2002.

5.      Экономика жилищно-коммунального хозяйства / под ред. д.э.н., проф. Симонова Ю. Ф.– М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

Источник: https://moluch.ru/archive/88/17301/

Granit-original
Добавить комментарий