Пословицы правового характера

Право в пословицах и поговорках

Пословицы правового характера

Право в пословицах и поговорках

О.В. Южакова, доцент

Статья посвящена проблемам взаимосвязи языка и права, в частности, речь идет о правовых институтах, закрепленных в пословицах и поговорках. В статье также уделено внимание методическим приемам обучения с помощью пословиц и поговорок, предпринята попытка поделиться авторским опытом использования данной формы народного творчества в образовательном процессе.

Ключевые слова: пословица, поговорка, народное творчество, методика преподавания, отрасли права, интерактивные игры.

Пословицы и поговорки передают накопленный веками опыт и мудрость народа, а в современной педагогической деятельности могут способствовать совершенствованию методов обучения и воспитания школьников и студентов.

Впрочем, впитывание ребенком культурных традиций, к определенным формам которых можно отнести пословицы и поговорки, начинается значительно ранее, в дошкольном возрасте.

Пословицы и поговорки несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер и являются чрезвычайно важной в практическом отношении областью знаний.

Они включают в себя невероятно обширный комплекс эмпирических рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, его правах и обязанностях, о формировании личности, о жизненном укладе на определенном отрезке исторического развития государства.

Иначе говоря, своим происхождением пословицы и поговорки обязаны самой жизни. Мало того, они определяли сущность того или иного правового явления значительно раньше, чем

содержащиеся в них правоотношения облекались в форму закона.

Указанные формы народного творчества предельно сжаты, лаконичны, назидательны, легко запоминаются. То есть сама оригинальность этого вида устного народного творчества служит эффективным средством не только воспитания, но и обучения.

Совершенно очевидно, что обращение к пословицам и поговоркам может служить источником знакомства обучающихся с правовым укладом, сущностью государственного устройства нашей страны в ее прошлом, особенностями национального характера. Все это не могло не сохраниться в социально-генетической памяти русского народа, а следовательно, изучая прошлое, детям будет легче понять настоящее, осмыслить сегодняшнюю социально-правовую сферу.

В исследовательской литературе предпринимались попытки обобщить народное творчество, систематизируя пословицы и поговорки по отраслям права. Так, еще в XIX веке Н. Закрев-ский и А. Матвеев издали «Очерки народного юридического быта Самар-

ской губернии». Подобные исследования были проведены и опубликованы И.И. Иллюстровым в книге «Юридические пословицы и поговорки» и т. д. Вместе с тем, исследователями практически не уделялось внимания методическим приемам обучения с помощью пословиц и поговорок.

Преподаватели не только школы, но и вузов, владея приемами работы с пословицами и поговорками, могут успешно применять их на практике, обучая школьников и студентов основам правовых дисциплин.

Однако следует признать, что немногие преподаватели оптимально используют данный вид народного творчества в процессе лекционных курсов, проведения практических занятий.

А это свидетельствует о насущной необходимости исследования и внедрения методики работы с пословицами и поговорками в рамках процесса воспитания и образования.

Прежде чем перейти к методическому опыту работы с пословицами и поговорками, представляется необходимым разобраться в их филологической и юридической сущности.

С.И.

Ожегов в «Словаре русского языка» определяет пословицу как «краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм», а поговорку как «выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом» [1, с. 461]. В.П. Жуков, автор «Словаря русских пословиц и поговорок», полагает, что поговорка «в большей степени, чем пословица, передает эмоционально-экспрессивную оценку разных жизненных явле-

ний», выражая, прежде всего, чувства говорящего [2, с. 7]. Однако было бы ошибочно сводить различия этих филологических феноменов лишь к степени эмоциональности выражения. При их общей схожести, различия традиционно определяются следующими основными особенностями:

1) если пословица представляет собой законченное поучающее, дидактическое высказывание, то поговорка не содержит явного нравоучительного характера, в ней нет итогового вывода в виде наставления;

2) если пословица возникла в силу социальной необходимости закрепления в сознании человека каких-то правил поведения, законов, то поговорка — в результате стремления сделать речь разнообразнее, живее и ярче, помочь человеку выразить свои чувства, эмоции;

3) если пословица содержит глобальный обобщающий смысл высказывания, то поговорка представляет собой всего лишь образную ассоциацию, меткую характеристику чего-либо и порой может являться составной частью пословицы;

4) если в пословице приоритетным является ее смысл, а красота и складность звучания — вторичным, то в поговорке — наоборот, внешняя оболочка первична.

От филологической составляющей перейдем к содержательной основе пословиц и поговорок на правовые темы. Долгое время они служили источниками обычного права, будучи плодом многовековой мысли. Причем ритмичность, афористичность, метафоричность и метонимичность пословиц и поговорок делала их доступными для

восприятия, запоминания и передачи от поколения к поколению. Ведь в эпоху отсутствия книгопечатания именно народное творчество являлось основным источником знаний.

Изучение пословиц дает нам возможность выстроить четкое представление о социально-бытовом укладе нашего народа, его правовой культуре, правоприменительной практике, о зарождении и развитии различных правовых институтов и т. д.

Причем существуют пословицы и поговорки не только позитивного, но и негативного оттенка, что отражает одобрительное либо осуждающее отношение народа к закону, власти, государству и т. д. Например, среди негативных пословиц можно вспомнить следующие:

• закон, что дышло — куда повернул, туда и вышло (о случаях несправедливости судейского акта);

• сила закон ломит (о бездействии закона);

• не подмажешь — не поедешь;

• всяк подъячий любит калач горячий (о взяточничестве) и т. п.

Вообще, закону, государственному строю, власти, правосудию, должностным лицам посвящен наибольший удельный вес пословиц и поговорок. Например:

• закон, как паутина: шмель проскочит, а муха увязнет;

• закон назад не действует, закон назад не пишется;

• перед Богом ставь свечку, перед судьей — мешок;

• земля любит навоз, лошадь овес, а воевода принос;

• что мне законы, коли судьи знакомы;

• дьяк у места — как кошка у теста;

• узнавай купца по обману, а судью по карману

• не ведает царь, что делает псарь и т. д. [3].

Значительное внимание в народном творчестве уделено гражданско-правовым институтам. Например, практически предвосхищая появление Закона РФ «О защите прав потребителей», пословицы и поговорки дают устоявшиеся веками рецепты для рекламодателей, продавцов, изготовителей и потребителей товаров, работ и услуг:

• не похваля, не продашь; не похуля, не купишь;

• купец божится, а про себя отрекается;

• обманом барыша не наторгуешь;

• дорого — да мило, дешево — да гнило (о соотношении цены и качества);

• торг любит волю, а ум — простор;

• дареному коню в зубы не смотрят;

• дар — не купля, не хаят, не хвалят;

• выморочное добро на казну пошло;

• уговор дороже денег;

• кто поручится — тот помучится;

• не тот тужи, кто берёт, а кто в заем даёт и т. п.

Не обошло вниманием народное творчество также уголовно-правовую и уголовно-процессуальную тематику. Широко известны следующие пословицы и поговорки, касающиеся преступления и наказания, уголовной ответственности, презумпции невиновности и других институтов данной правовой сферы:

• сперва рассуди, а потом осуди;

• не пойман — не вор;

• осуждай поступок, а не преступника;

• повинную голову и меч не сечет;

• за признание — половина наказания;

• в тюрьму широка дорога, а из тюрьмы — узка;

• воровство — последнее ремесло;

• легко воровать, да тяжко отвечать и т.п.

Народное творчество всегда во всех своих прозаических и поэтических формах включало извечные вопросы семьи и брака. И это неудивительно, поскольку семейные правоотношения уходят своими корнями в глубокую старину, откуда и произрастают доныне существующие социальные и правовые нормы в данной сфере.

Обратимся, например, к пословицам и поговоркам, дающим понятия семьи, свойства и семейных правоотношений:

• куда мать, туда и дитя;

• человек без семьи, что дерево без плодов;

• что есть — вместе, чего нет — пополам;

• семейное согласие всего дороже;

• брат, брат, а денег-то не брать;

• жена не лапоть: с ноги не сбросишь;

• родители берегут дочь до венца, а муж жену до конца;

• шурин по зяте не наследник и т. д.

Небезынтересны примеры народного творчества, отражающие смерть одного супруга как основание прекращения брака:

• худой муж помрет, добрая жена по миру пойдет;

• не дай Бог вдоветь и гореть;

• вдовец деткам не отец, а сам — круглый сирота;

• жена без мужа — всего хуже и т. д. [4].

Таким образом, можно отследить наличие в пословицах и поговорках обозначения различных социально-правовых институтов.

Далее обратимся к практико-методи-ческому аспекту исследования вопроса.

Представляется целесообразным использовать пословицы и поговорки как иллюстративный материал на лекционных занятиях, проводить интерактивные игры в рамках практических занятий.

Например, студентам можно предложить ряд пословиц и поговорок, проанализировав которые они должны определить, какое правовое понятие в них задействовано.

Всегда пользуется у студентов успехом организация сценок, представлений, в которых зашифровано какое-либо правовое понятие. Например, может быть разыграна правовая фабула на основе пословиц и поговорок.

Или можно предложить обучающимся в целях закрепления терминологии провести игру-викторину: «Назовите пословицу!» Например, преподаватель предлагает назвать 10 пословиц и поговорок, в которых упоминается одно из следующих понятий: право, прест

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/pravo-v-poslovitsah-i-pogovorkah

Торилова и.а

Пословицы правового характера

ТОРИЛОВА И.A.

ПОСЛОВИЦЫ КАК ИСТОЧНИК ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НАРОДА О ПРАВЕ

Место учебы: ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»

Аннотация. В статье исследуются пословицы как источники устного народного права, подчеркивается их первоначальное формирующее значение для создания правовой системы России.

Ключевые слова: пословицы, нравственность, право, общество, юридическая специфика.

TORILOVA I.A.

PROVERBS AS А SOURCE OF IDEAS OF THE PEOPLE ON THE RIGHT

Abstract. The article explores Proverbs as sources of an oral folk law. Highlights of their initial formative importance for the establishment of the Russian legal system.

Keywords: proverbs, morals, law, society, legal specificity.

Своим происхождением законы обязаны жизни. Отношение народа к явлениям разного рода проявляется в былинах, песнях, сказаниях, пословицах и поговорках. Юридические институты также не остались не замеченными народом – некоторые нормы права легли в основу русских пословиц.

Право, воплощая практику общежития племени, рода, выступает системой хранения и передачи централизованной социальной памяти – объективной предпосылки функционирования любой правовой системы.

Когда централизованная социальная память еще не сформировалась или, когда такая память уже есть, но ею не могут воспользоваться неграмотные люди, тогда передача опыта от человека к человеку, от поколения к поколению достигается как через воспроизводство непосредственных образцов поведения или деятельности, так и посредством следования за усвоением пословицы как словесной формы обычая. Таким образом, исследование пословиц правомерно рассматривать как источник познания юридического быта прошлых лет, особенностей жизни народа, его культуры, специфики государственного устройства, наконец, соответствующей эпохи. Они «дают изучающему нить к самым глубоким основам изучаемой жизни» [1, с. 246], «являются как бы зеркалом, отражающим общественный и государственный строй времен минувших. Их можно назвать своеобразным негативом, ибо явления давно исчезли, а изображение осталось» [2, с. 95]. Пословицы возникли в силу социальной необходимости закрепления в сознании человека каких-то правил поведения, законов; пословицы – неписаные законы. Вот как они сами о себе говорят: «Пословицу не обойти, не объехать»; «Пословица не укор, а почешется и вор». Пословица поучает, как следует жить, как относиться к определенным событиям, воспроизводит в словесной форме опыт, выстраданный поколениями людей; создает эталоны восприятия действительности.

Г.П. Лупарев справедливо утверждает, что «юридическими пословицами следует считать народные изречения, отражающие правовые явления прошлой и настоящей жизни общества, раскрывающие, комментирующие, оценивающие содержание любых правоотношений, а также статус и деяния их субъектов» [3, с. 5].

Юридические пословицы – право, не закрепленное в нормативных актах, но живущее в памяти народа. Такое право возникает в России, когда письменность играла очень ограниченную роль и употреблялась как вспомогательное средство для достижения чисто практических целей.

В те времена заставить человека взяться за перо вынуждали только особые обстоятельства.

В грамотах, договорах, уставах, челобитных записы­валось, во-первых, то, что подвергалось частым изменениям и с трудом удерживалось в памяти (например, такса разного рода сборов, пошлин, штрафов и пеней); во-вторых, нововведения или изъятия, нарушавшие старинные условия (например, разного рода льготы и привилегии); наконец, случаи, сильно и глубоко затрагивающие чьи-либо частные интересы; сюда относятся жалобы на обиды и злоупотребления властей и всякого рода просьбы по частным делам [4, с. 499 – 500].

Языком пословицы выступает язык всего сообщества, благодаря чему даже человек, не знающий грамоты, мог опираться на ее регулирующую силу. Пословица зиждется на убеждении: все то, что было, имеет право на существование; пословица позволяет прожить, проговорить то, что было с предками, представить прошлое в актуальное нынешнее.

Пословицы составляют первичную основу права: в них можно найти следы права государственного, канонического, гражданского и уголовного с их судебными обрядами; юридические символы и др.

Поэтому они принимаются юристами за древние источники права в том смысле, что первоначально пословицы возникают из глубины народного сознания, из народных нравов и верований.

Как и другие источники обычного права, юридические пословицы сохраняют возможность развиваться (превращаться) посредством юриспруденции в нормы позитивного права (законодательства).

Всякая пословица возникает, таким образом, благодаря внутренним народным силам, энергия которых не зависит от воли законодательного органа: одно правосознание народа сменяется новым, но в силу определенной живучести осколок прежнего правосознания не умирает, а продолжает жить, срастаясь с новым. Вследствие этого невозможно разграничивать пословицы одной эпохи от пословиц другой эпохи: всякая из них представляет определенное наслоение поведенческих правил [5, с. 15-17].

Социальная роль юридических пословиц может быть объяснена лишь с учетом функций «обычного народного права» (совокупность образцовых идей), которое никем сознательно не вводилось.

Оно рождалось непроизвольно и имело непосредственную религиозную санкцию (табу половые, в пище, одежде и др.

), мыслилось вечным, независимым от человеческой воли, самоочевидным выражением «должного» в человеческих отношениях.

М.Ф. Владимирский-Буданов, выделяя среди памятников обычного древнерусского права юридические пословицы, в результате их анализа приходит к выводу, что термины «норов», «правда», «преданье», «пошлина» использовались восточными славянами для обозначения права [6, с. 5, 86]. Сходные взгляды на юридические пословицы высказывают и современные историки права.

Среди исследователей русских юридических пословиц выделяются Н. Ермаков, В. Даль, К. Победоносцев, А. Сухов и др. И. Снегирев, в своей знаменитой в XIX в. книге «Русские в своих пословицах» отмечал, что «юристы писали глубокомысленные рассуждения на отдельные судебные пословицы» [7, с. 26].

Подобное исследование, систематизация по отделам права юридических пословиц и поговорок русского народа были проведены и опубликованы И. Иллюстровым в Киеве, в книге «Юридические пословицы и поговорки». В третьем издании сборника в Москве содержится более 7000 пословиц и поговорок, которые расположены по тематическому признаку в 20 главах.

В его книге приведены пословицы, относящиеся к закону вообще, о верховной власти, должностных лицах, преступлениях и наказаниях, произволе судебной власти, о брачном союзе.

В отдельную главу выделены пословицы и поговорки, относящиеся к гражданскому праву: о правах и обязанностях семейных, о правах и обязанностях родителей, об опёке, о порядке приобретения и укрепления прав на имущество, а также о выморочном имуществе, договорах, займе, суде и судоустройстве, о подьячих и приказных.

Названные авторы подходят к исследованию юридических пословиц с самых разных позиций, рассматривая их как: а) нормы обычного права; б) объект устного распространения правовых знаний в обществе; в) средство накопления и развития юридических знаний; г) источник хранения юридической информации прошлого; д) элемент правовой культуры народа.

Эффективность правовой нормы, выраженной посредством пословицы, в значительной степени зависит от качества ее словесного оформления. Каждая пословица интересна и самобытна, однако приведём только некоторые из них.

О законе вообще:

Всуе законы писати, когда их не исполняти.

О силе закона:

Строгий закон виноватых творит и разумный тогда поневоле дурит.

О действии закона:

Закон назад не действует.

Закон назад не пишется.

О бездействии закона:

Сила закон ломит.

Закон, как паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.

Об отмене закона и появлении нового:

Кто законы пишет, тот их и ломает.

Единии руки права пишут, единии и мажут.

Нужда свой закон пишет.

О государственном управлении:

Горе тому дому, коим владеет жена, горе царству, коим владеют многие.

Без Царя – земля вдова.

О должностных лицах:

В большом месте сидеть, много надобно ума иметь.

Большое место взяв, умей давать устав.

Кто не умеет повиноваться, тот не умеет повелевать.

Законы – миротворцы, да законники-крючкотворцы.

Пристрастный суд – разбоя злее.

Возьми на калачи – только делом не волочи.

Сильна правда, да деньги сильней.

Дарами и праведного судью к неправде приведёшь.

Судьи за деньги страх Божий забыли, – стараются, чтобы виновные правы были.

О делах и произволе дьяков и подъячих, знакомых с больными местами законов, говорили следующее:

Быть так, как пометил дьяк.

Дьяк у места, как кошка у теста.

Всяк подьячий любит принос горячий.

Утинова зоба не накормишь, а подьяческого кармана не наполнишь.

Жаль писцу бумажки – не нажить ему рубашки.

Приказный – безотвязный: стоит над тобой, как чёрт над душой. За перо возьмется – у мужика мошна и борода трясется.

Отговорка должностных лиц:

Дела не голуби – не разлетятся.

О брачном союзе. О правах и обязанностях семейных:

Идучи на войну – молись, идучи на море – молись вдвое, хочешь жениться – молись втрое.

Выбор жены рассматривается с разных сторон:

Умную взять – не даст слова сказать.

Лучше иметь жену пьяную – чем упрямую.

Первую дочь бери по семье, а вторую – по сестре.

Не покупай у барышника лошади – испорчена, не бери у матери одной дочери — избалована, а чёрта в дом захочешь – зятя возьми.

Не опасайся вдову за себя взять – будешь спокойно спать.

Старую взять – часто с нею хлопотать.

На молодой жениться – с молодцами не водиться.

Не желай за женою богатства, а желай постоянства.

Жена богатая гордится и часто с мужем бранится.

Добрая жена дом сбережёт, а плохая – своим рукавом разнесёт.

О купле-продаже:

Торг любит волю, а ум – простор.

Купец – что стрелец: попал, так попал, а не попал, так заряд пропал.

В долг не продать, так и хлеба не видать.

Об обязательствах по договорам:

Слово – закон, держись за него, как за кол.

Кто поручится, тот и мучится.

Тот печалься – кто ручался, а плут, деньги взяв умчался.

Заклад носят до заплат.

В займы деньги давать, что волка накормить.

Коли надоел человек – так дай ему взаймы.

О судоустройстве и судопроизводстве:

Не велик клочок, а в суд волочёт.

Судья праведный – ограда каменная.

Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Не судись: лапоть дороже сапога станет.

Умный на суд не ходит, а глупый и с суда не сходит.

С казною судиться – своим поступиться.

Изложенное подтверждает, что юридические пословицы – это народные изречения, которые отражают правовые события исторической жизни общества, т.е. всех правоотношений, включая статус и деяния субъектов.

Пословицы, с одной стороны, – механизм воспроизводства социальных норм, при котором поддержание норм узаконивается самим фактом их бытия в прошлом; с другой стороны, это сами социальные нормы, правила поведения, т.е. пословицы отражают содержание норм, которые не закрепляются письменно ни в документах юридической практики, ни в законах: но никогда не стереть их из памяти человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1987. – Ч. 1.

2. Ушаков А.А. Право – субъективный образ объективного мира // Правоведение. – 1973. – № 2.

3. Лупарев Г.П. Юридические пословицы и поговорки народов мира. – М.: Норма, 2008. – 624 с.

4. Цихоцкий А.В. Пословицы как источники устного народного права. Государство и право: теория и практика: Межвуз. сб. науч. тр. – Вып. 1. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. – 152 с.

5. Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. – М., 1996.

6. Владимирский-Буданов М.В. Обзор истории русского права. – Пг.; Киев, 1915.

7. Снегирев И.М. Русские в своих пословицах. Рассуждения и исследования о русских пословицах и поговорках. Кн. 3. – М., 1832. – 250 с.

Источник: http://ep.mrsu.ru/journal/5/Torilova.html

Пословицы правового характера

Пословицы правового характера

Чем отличается пословица от поговорки — кратко и с примерами. Пословицы и поговорки о языке, о труде, о дружбе, о человеке, о книге, о доброте, о родине. Пословицы и поговорки, в которых упоминаются старинные меры длины, массы, объема.

Нечистая сила боится аромата ладана. Когда говорят эту пословицу, то это означает, что тот, о ком говорят, очень боится кого — либо, или чего — либо.

Пословицы и поговорки о человеке

Но поймать преступника — только полдела. Если не удалось схватить с поличным, очень важно, но крайне трудно изобличить его с помощью различных улик.

Уличение лица, совершившего преступление, является не только процессуально-правовой, но и психологической проблемой, упирающейся в сложные вопросы вины, признания и раскаяния преступника.

«Вина впереди, раскаяние позади», — определяет соотношение этих категорий монгольская мудрость.

В лагере ребята находятся практически весь день. И это очень полезно для них и удобно для родителей, которым не надо волноваться за безопасность и занятость своих детей, пока они (взрослые) работают.

Противоречивость текстов — «спор пословиц» — порождалась жизнью. Иной раз эта противоречивость ясно свидетельствовала о последовательно проводимом, длительном воздействии господствующих классов на сознание народных масс. В результате этого воздействия проникли, например, в народное сознание националистические тенденции.

В 1812 году, миллион войск во главе с Наполеоном напала в Россию, но его нашествие закончилось полным поражением. Наполеон сказал :“Я никогда не встречал такой упорное войско”.

юРИДИЧЕСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В ПРАВОВОЙ

Поэтому они принимаются юристами за древние источники права в том смысле, что первоначально пословицы возникают из глубины народного сознания, из народных нравов и верований. Как и другие источники обычного права, юридические пословицы сохраняют возможность развиваться (превращаться) посредством юриспруденции в нормы позитивного права (законодательства).

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы.

Пословица, во-первых, организует благоприятную социальную среду для гармоничного развития личности; во-вторых, является продуктом селекции общественной практики; в-третьих, выступает формой воспроизводства национальных правовых феноменов.

Передовым носителем героического духа русской армии были гвардейские части. Под Смоленском и особенно в боях под Москвой прославились своим умением и героическими действиями многие воинские части и соединения, среди них — 100, 127, 153, 161 и 316 стрелковые дивизии.

Юридические пословицы и поговорки как форма правосознания

Монгольское крылатое изречение ничего не говорит о значении раскаяния, а просто советует преступнику: «Чем плохо скрывать, лучше хорошо признаться». Именно признаться, поскольку, по армянской поговорке, «оправдание бывает хуже вины».

В свое время славянофил и политический писатель Ю.Ф. Самарин (1819 – 1876), критически осмысливая взгляды Б.Н.

Обнаруживается этот вид социального регулятора и в сфере частноправовых отношений (ст.ст. 5, 19 ГК РФ). В доктрине подобная позиция законодателя объясняется: а) теорией соизволения или б) теорией правового убеждения. В первом случае источником обязательности норм обычного права указывается выраженное или молчаливое соизволение государственной власти на применение норм обычного права.

Так говорят, когда не хотят делать работу сейчас, или человек сам себя отговаривает ее делать. В общем, это отличная отговорка, чтобы не мыть посуду.

Пословицы и поговорки о труде и работе

Сохранились волнующие документы — предсмертные записки некоторых советских воинов. Строчки записок воскрешают перед нами во всей красоте облик людей, мужественных и беспредельно преданных Родине. Непоколебимой верой в силу и непобедимость Родины проникнуто коллективное завещание 18 членов подпольной организации города Донецка: «Друзья!

Закономерности соотношения длины ороговевшего эпидермиса с количеством серого вещества в черепной коробке.

Лента новостей украинского и европейского футбола. Авторские колонки известных специалистов. Опросы. ТВ-программа.

Нейтральность вкусовых характеристик растения семейства крестоцветных по отношению к овощным культурам средней полосы России.

Лента новостей украинского и европейского футбола. Авторские колонки известных специалистов. Опросы. ТВ-программа.

На Руси тогда говаривали: «Суд не на осуд, а на рассуд». «Людской суд самый правый»,- констатирует сохранившаяся с давних пор непальская поговорка.

Русский характер, отраженный в русских поговорках и пословицах

Не вдаваясь в юридические тонкости дела, простые люди обычно дают оценку судебному решению, опираясь на личное чувство справедливости. Недаром курдская пословица утверждает, что «несправедливое наказание тяжелее преступления».

Народ в пословицах говорит, что церковь грабит, обирает людей: «Повадился к вечерне — не хуже харчевни: нынче свеча, завтра свеча, аи и шуба с плеча», «Родись, крестись, женись, умирай — за все попу деньги отдавай», «От вора отобьюсь, от приказного откуплюсь, а от попа не отмолюсь».

На ваш телефонный номер отослан SMS-код. Пожалуйста, дождитесь SMS сообщения и введите код для подтверждения регистрации. SMS-код действителен в течение 20 минут.

Знаете чем отличаются пословицы от поговорок?

Таким образом, исследование пословиц правомерно рассматривать как источник познания юридического быта прошлых лет, особенностей жизни народа, его культуры, специфики государственного устройства, наконец, соответствующей эпохи. Означает пословица, что сколько человек не делает зла другому исподтишка, все равно в итоге все узнают кто же этот негодяй.

В частности, обычно-правовые нормы ярко проявлялись в общинном владении земельными участками и другими угодьями, в регулировании имущественных отношений (например, при наследовании имущества, его семейных разделах), а также при приеме в зятья, приемыши, установлении опеки и др.

Оптимизация динамики работы тяглового средства передвижения, сопряжённая с устранением изначально деструктивной транспортной единицы.

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке права, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Скачать всю презентацию «Викторина по праву для школьников.ppt» можно в zip-архиве размером 1011 КБ.

Cо славой возвращались русские полки с Куликова поля. С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды, хотя враг еще силен и многочислен.

Норма права. Процессуальное право. Урегулирование общественных отношений. Структура правовой нормы. Отрасль. Трудовое право. Управомочивающие нормы. Договор о залоге. Виды юридических норм. Императивные и диспозитивные нормы. Понятие нормы права. Частное право.

Антитезисные свойства умственно-неполноценных субъектов в контексте выполнения государственных нормативных актов.

Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов в XIX – начале XX века (Этнографические исследования). Нальчик, 1991.

Пословицы и поговорки вошли в нашу речь, дойдя из глубины веков. Но далеко не всем известны полные версии этих популярных образчиков народного поэтического творчества. А ведь целиком изречение порой несёт иной смысл.

Гордон А.В. Крестьянство Востока: исторический субъект, культурная традиция, социальная общность. М., 1989.

Суд. Вопросы. Героин. Бесстыдное поведение. Окружающие человека материальные и духовные условия. Перечислите преступления. Правовая викторина. Психологические причины. Преступления против собственности. Наказание. Поединок с применением оружия.

Корыстное преступление.
Право и его роль в жизни общества. Теория и история государства и права. Правовые основы государственного и муниципального управления. Основы конституционного строя Российской Федерации. Основные институты семейного права.

Трудовые отношения.

Среди исследователей русских юридических пословиц выделяются Н. Ермаков, В. Даль, К. Победоносцев, А. Сухов и др. И. Снегирев, в своей знаменитой в XIX в. книге «Русские в своих пословицах» отмечал, что «юристы писали глубокомысленные рассуждения на отдельные судебные пословицы» [7, с. 26].

Юридические пословицы – право, не закрепленное в нормативных актах, но живущее в памяти народа. Такое право возникает в России, когда письменность играла очень ограниченную роль и употреблялась как вспомогательное средство для достижения чисто практических целей. В те времена заставить человека взяться за перо вынуждали только особые обстоятельства.

Русские народные пословицы и поговорки

Юридические пословицы и поговорки веками хранят в себе мысли и эмоции людей, что превращает их в особую и бесценную форму индивидуального, группового и общественного правосознания. Понимание заложенного в народных изречениях правосознания требует четкого разграничения его исторического и современного аспектов.

Автором и тех, и других, как правило, является народ. Кто-то когда-то верно подметил очевидное, выразил свою мысль бойко, ярко.

Источник: https://hermes-sale.ru/konsultaciya/10538-poslovicy-pravovogo-kharaktera.html

Пословицы и поговорки. Правовая тематика

Пословицы правового характера

Задание:прочесть пословицы и поговорки на юридическую тему; в х дополнитьсписок.

·        Дураку закон не писан.

·        Закон не кол — не обтешешь.

·        Не всякий прут по закону гнут.

·        Закон — не игрушка.

·        Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло (старинная).

·        Закон, что конь, куда хочешь, туда и воротишь (старинная).

·        На то и закон, чтоб его обойти.

·        Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло.

·        Законы хороши на бумаге.

·        Законов много, толку мало.

·        Не так плох закон, как беззаконие.

·        Пока до нас дойдет закон, переврут со всех сторон.

·        Перед законом все равны.

·        Закон — дышло: куда захочешь, туда и воротишь.

·        Закон задним числом не пишется.

·        Закон не глядит на поклон.

·        Закон не забор: через него не перелезешь.

·        Закон что паутина; муха увязнет, а шмель проскочит.

·        Законы — миротворцы, да законники — крючкотворцы.

·        Законы пошли огненны, а люди стали каменны.

·        Где закон, там и страх.

·        Где закон, тут и обид много.

·        Строгий закон виноватых творит.

·      Кто в деле, тот и в ответе.

·      Не бойся суда, а бойся неправедного судьи.

·      Суд да дело — собака съела.

·      Суд крив, коли судья лжив.

·      Сиди криво, а суди прямо.

·      Зачем с тем дружиться, кто любит судиться.

·      Умный на суд не ходит, а глупый с суда не сходит.

·      Дело по делу, а суд по форме.

·      Судья в суде, что рыба в пруде.

·      Не всякий судит по праву, иной и по нраву.

·      У неправедных судей много затей.

·      Кто за пустяк готов сердиться, тот в судьи не годится.

·      Не спеши карать, спеши выслушать.

·      Лучше десять виновных простить, чем одного невинною осудить.

·      В суд подношение несут.

·      Судьи гладки со взятки.

·      Бог тебе судья!

·      Судят как Бог на душу положит.

·      Судья в любом законе лазейку найдет.

·      Правдивый суд только на небесах.

·      Судьи мзду любят.

·      Пока суд да дело, живи смело.

·      Начнешь судиться, придется разориться.

·      Легче откупиться, чем судиться.

·      В суд поди и кошелек неси, а то скажут: завтра.

·      В суд пойдешь — правды не найдешь.

·      Суд и судью судит.

·      Суд по делу, а дело по форме.

·      Суд правду найдет.

·      Суд прямой, да судья кривой.

·      Суд что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.

·      Судейский карман — что утиный зоб: и корму не разбирает, и сытости незнает.

·      Судить да рядить — не огород городить.

·      Судить-рядить не умеет, а на воеводство садят.

·      Суды да пересуды доведут до остуды.

·      Судья праведный — ограда каменная.

·      Судья суди, а за судьей гляди, куда дело поведет.

·      Судья что плотник: что захочет, то и вырубит.

·      Судьям то и полезно, что в карман полезло.

·      Суд — яма: стой прямо.

·      Суди, суди, да за пазушку гляди.

·      Судят не по уму, а по карману.

·      Два юриста – три мнения (одного, другого изаконодателя)

·      Год не срок, два урок, три пустяк, пять ништяк.

·      Бог не фраер, шельму метит.

·      Кради мерно, будет верно.

·      Береженного бог бережет, а небреженного острогстережет.

·      Заявитель — враг дежурной части.

·      Был бы человек хороший, а статья — найдётся

·      Закон что дышло: куда повернул, туда и вышло.

·      С сильным не борись, с богатым не судись.

·      Написано пером, не вырубишь топором.

·      Жадность фраера сгубила.

·      От многого берут немножко — это некража, а дележка

·      Закон — тайга, прокурор — медведь.

·      Раньше выйдешь — раньше сядешь.

·      Недолго музыка играла, не долго фраер танцевал.

·      От сумы и от тюрьмы не зарекайся.

·      Чем строже прокурор, и чем больше взятка(прокурору исудье), тем мягче приговор.

·      Не пойман — не вор.

·      На нет и суда нет.

·      Не вынес с завода — украл у семьи.

·      Лучший кент — это мертвый мент.

·      Не суди, и не судим будешь.

·      Дача признательных показаний — кратчайший путь наскамью подсудимых

·      Пусть лучше судят двенадцать, чем несут шестеро.

·      Адвокат по уголовным делам найдет 13 лазеек в 10заповедях

·      Вор должен сидеть в тюрьме

·      Для бедного Егора всегда статья готова.

·      Год торгуй, два воруй, три в яме сиди.

·      Закон что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.

·      Наколка — друг чекиста.

·      У неправедных судей много затей.

·      Моя милиция меня бережет.

·      Всех пересажать нельзя, но стремиться к этому нужно

·      Строгость российских законов компенсируется необязательностьюих исполнения.

·      Что написано не вдоль, не прочтешь поперек.

·      Нет тела — нет дела.

·      Закон есть то, что мы разъясняем

·      Раз арестован, значит виновен.

·      Маленьких мошенников — вешать, больших – наградамитешить.

·      Какие люди — и без охраны!

·      С таким счастьем — и на свободе!

·      Не верь, не бойся и не проси.

·      С журналистами судиться — как в крапиву с-ть садиться

·      На свободу с чистой совестью

·      Убийцу тянет на место преступления.

·      То, что вы на свободе – не ваша заслуга, а нашанедоработка.

·      Законы даны, чтобы их нарушать.

·      Не знаешь как поступить — поступи по закону

·      Нет несгибаемых подследственных, есть плохиеследователи.

·      Не бойся, когда нет доказательств, бойся, когдаследователь пристрастен.

·      Деятельное раскаяние облегчает участь, но удлиняетсрок

·      Мало скажешь – мало дадут, ничего не скажешь – ничегоне дадут.

·      Факты — упрямая вещь.

·      Что мне законы, коли судьи знакомы.

·      Прав тот, у кого больше прав.

·      Нужда закон не знает, а через шагает.

·      Одиннадцатая заповедь — не попадайся.

·      Не суди по себе

·      Из суда, что из пруда, сухой не выйдешь.

·      Серый значит волк.

«,»author»:»ÐÐ²Ñ‚ор: Tamara Magomedova»,»date_published»:»2020-04-14T03:07:00.000Z»,»lead_image_url»:»https://1.bp.blogspot.com/-fIg6H-zFA9Y/WAs5IXuZLbI/AAAAAAAAADs/bzJHnfpu54k1Q8l-6-g8mfyHf4fAECl5gCLcB/w1200-h630-p-k-no-nu/114767361_poslovicuy.jpg»,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»http://kultura-rechi-jur.blogspot.com/2016/10/blog-post_22.html»,»domain»:»kultura-rechi-jur.blogspot.com»,»excerpt»:»Ð—адание: прочесть пословицы и поговорки на юридическую тему; в комментариях дополнить список. · Дураку закон не писан. …»,»word_count»:949,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

Источник: http://kultura-rechi-jur.blogspot.com/2016/10/blog-post_22.html

Granit-original
Добавить комментарий