Побуждение к совершению действия

Термин воля в психологии. Структура волевого акта

Побуждение к совершению действия

Термин «воля» используют психологи, психиатры, физиологи и философы. Словарь Ожегова дает следующее определение: воля — способность человека достигать поставленные перед ним цели.

Волевой акт представляет собой весьма сложный процесс, который включает в себя потребности, мотивацию поведения, понимание потребностей, конфликт мотивов, выбор способов достижения, запуск и контроль за получением результата.

Предлагаем разобраться с определением воли в психологии, волевыми свойствами человека и определить насколько значима свобода воли.

Значение термина «воля»

Помимо эмоциональности и чувственности, деятельность человека регулируется его волей. Она помогает управлять поведением даже при возникновении трудностей.

Волевая регуляция способствует борьбе с трудностями, возникающими во время достижения цели. В других случаях от человека не требуется особых усилий.

Совершаемые сложные действия не являются волевыми, если человек не заставляет себя осуществлять их.

Воля — возможность человека совершать осознанные действия в направлении установленной цели, преодолевая в процессе все возникающие внутренние препятствия. Традиционная психология считает волю источником человеческой активности, который позволяет поведению не быть зависимым от различных причин. Современная психология отмечает объективную детерминированность волевых действий закономерностям.

Волевой акт характеризуется следующими признаками:

  1. необходимость приложения усилий;
  2. наличие плана поведения;
  3. повышенная сосредоточенность и отсутствие радости от результата;
  4. направленность действий на преодоление себя.

В наши дни психология не имеет четкой теории о воле. Большое количество ученых пытаются создать учение о воле, но до сих пор они не пришли к единому мнению.

С начала прошлого века идет спор между сторонниками активной и реактивной моделями поведения. Приверженцы активной модели определяют, что человек всегда способен осознанно выбирать форму поведения.

Сторонники реактивной концепции считают поступки человека ответом на внешние и внутренние раздражители.

Структура волевого действия

Волевые действия начинаются с понятия целей и их мотивов. Затем появляется желание достичь поставленную цель.

Однако не все стремления являются осознанными. Исходя из степени осознанности можно выделить желание и влечение. Влечение обычно переносится довольно тягостно. Человеко охватывает чувство неопределенности или тоска. Со временем влечение либо исчезает, либо преобразуется в четкое желание.

Тем не менее, даже наличие четкого желания не значит, что человек начнет действовать. Это объясняется отсутствием в желании активных действий. Перед превращением в цель желание прогоняется через систему ценностей человека, эмоционально окрашиваясь при этом. То, что помогает реализации цели, считается положительным, а все, что препятствует — отрицательным.

Четкое желание помогает понять цель действий и выстроить конкретный план. Крупные цели вызывают гораздо более мощное стремление.

Однако не все желания реализуются сразу же. У человека могут возникать желания, противоречащие друг другу. В таком случае тяжело выполнять действия для их достижения.

Состояние, при котором происходит столкновение несогласованных желаний, называется борьбой мотивов. Во время этого процесса происходит оценка всех тонкостей и выбор правильного направления действий.

В данном случае человеку необходимо проявить решительность, ощущая при этом всю ответственность выбора.

Волевое действие включает в себя планирование и последующую реализацию составленного плана с применением волевого усилия.

Сила волевых усилий характеризуется:

  1. мировоззрением личности;
  2. моральной устойчивостью;
  3. уровнем самоуправления личности и тому подобных характеристик.

Все перечисленные выше факторы совместно характеризуют степень развития воли человека.

Волевое регулирование поведения

Волевое регулирование проявляется подготовленностью личности и концентрацией действий в нужном направлении.

Воля выражается силой, настойчивостью, выдержкой, энергичностью и прочими факторами. Все они являются первичными и определяют большую часть поведенческих актов.

К вторичным факторам относятся решительность, смелость, самообладание и уверенность в себе. Данные качества также определяют характер человека.

Третичными факторами являются ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность, организованность, исполнительность и тому подобное.

Третичные качества появляются у человека к подростковому возрасту. В этом возрасте уже есть опыт принятия волевых решений, которые могут быть либо простыми, либо сложными. Первые характеризуются почти автоматическим переходом от мотивов к действиям. В сложном решении перед выполнением действия происходит анализ его вероятных последствий и планирование.

Развитие воли взаимосвязано с:

  1. изменением непроизвольного поведения на произвольное;
  2. способностью контролировать свое поведение;
  3. возникновением волевых проявлений личности;
  4. осознанной постановкой задач, требующих длительного времени исполнения и сильного проявления воли.

Формирование волевых характеристик, представляет собой постепенное появление первичных, вторичных, а затем и третичных факторов.

Волевая регуляция способна появиться на этапе постановки цели, определения средств ее достижения, выполнения составленного плана и контроля его исполнения. Волевая регуляция запускается в момент начала выполнения действий. В таком случае человек может отказаться от сиюминутных побуждений, отдавая предпочтение выбранным целям.

Иногда человек вместо традиционного варианта решения проблемы может выбрать гораздо более сложный путь. Благодаря волевой регуляции происходит контроль выполненных действий. Человек мотивирует себя даже тогда, когда уже почти нет сил на это.

Сложнее всего идти к цели, если проблемы с волевым контролем появляются на протяжении всего пути ее достижения.

Часто воля включается при возникновении борьбы между несовместимыми мотивами, когда требуется выполнить одновременно несколько совершенно разных действий.

В таком случае мышление и сознание включаются в процесс волевой регуляции. Человек ищет стимулы для определения более важной цели.

На данном этапе происходит соотношение действий с духовными ценностями человека, значение которых больше, чем в начале пути.

Волевые свойства личности

Волевых свойств довольно много. Ниже представлены основные из них.

Решительность — показывается в тот момент, когда следует сделать усилие для выбора поставленной цели.

Самостоятельность — проявляется в умении человека устанавливать цели и добиваться их, несмотря на трудности. Самостоятельный человек может воспользоваться советами окружающих.

Внушаемость — противоположность самостоятельности. Является характерной чертой всех безвольных людей, не способных самостоятельно решить, как правильно поступить в тои или иной ситуации. Внушаемая личность ждет от окружающих принятия решений за нее.

Негативизм представляет собой отрицательное качество воли. При этом человек делает поступки, которые противоречат советам окружающих. Обычно это свойственно подросткам, стремящимся доказать независимость и самостоятельность.

Настойчивость представляет собой способность к преодолению препятствий. Данным качеством обладают люди, которые могут проявлять волю на протяжении большого периода времени. Это приводит к выполнению сложных задач и получению необходимого результата.

Упорство помогает человеку достигать выбранной цели. При этом имеется понимание, насколько важен каждый выполненный шаг в получении конечного результата.

Упрямство противопоставляется упорству. Такая личность пытается достичь цель, которая не так уж и важна в текущий момент времени.

Самообладание выражается в спокойствии личности и ее способности регулировать свое поведение даже в крайне сложной ситуации, мобилизируя при этом все ресурсы.

Человек не рождается с перечисленными выше качествами. Они формируются постепенно. У детей их развитие происходит в процессе игры, благодаря примеру и воспитанию взрослых, которые пытаются сделать их смелыми, настойчивыми, выносливыми, ловкими и сильными людьми, способными справляться с трудностями и осознанно регулировать свои поступки.

Ролевые игры очень важны в этом процессе. Именно они стимулируют ребенка делать усилия для качественного выполнения своей роли и получения лучших, в сравнении с остальными, результатов.

В школе волю формирует учеба. Благодаря ей дети делают не только как хочется, но и как надо. Для запоминания информации требуется быть настойчивым и упорным.

Важную роль при развитии волевых качеств несет самовоспитание. Именно оно позволяет научиться управлять своим поведением, проявлять усилия и собирать ресурсы для победы над негативными чертами и вредными привычками.

Приемы и методы самовоспитания воли

Самовоспитание особенно важно в подростковом и юношеском возрасте. Ведь подросткам очень важно проявить свою независимость и самостоятельность. Однако не всегда они знают правильные методы воспитания воли. Некоторые истязают себя, считая, что это поможет им стать более волевыми.

Для воспитания воли следует соблюдать следующие правила:

  • Проявлять силу воли в экстремальных ситуациях и в обычной жизни.
  • Устанавливать исключительно достижимые цели. Не стоит пытаться выполнить задачи, которые являются заведомо невыполнимыми.
  • Непременно добиваться заданной цели, не откладывая выполнение задач на потом.
  • Не стоит сразу же пытаться выполнить очень сложные задачи. Стоит начинать с простых заданий, постепенно увеличивая их сложность. Если что-то прошло неудачно, следует проявить настойчивость и упорство.
  • Не стоит сразу же бросать начатое дело, если что-то не получается. Следует проявить терпение, проанализировать ситуацию и исправить свои ошибки, выбрав наиболее подходящие методы достижения цели.
  • При попадании в экстремальную ситуацию не стоит терять самообладание. Следует мобилизировать все силы и найти выход из нее. Важно выполнить решение, невзирая на трудности.
  • Перед началом активных действий следует тщательно все продумать, учесть возможность возникновения трудностей и варианты их решения. Также следует продумать возможные последствия проделанных действий.

Свобода воли и личностная ответственность

Человек не может отказаться от окружающих его социальных условий. Однако это не ограничивает выбор его позиции в их отношении. От ограничений человека зависит, будет ли он добиваться цели или сдастся под натиском условий. Человек способен при необходимости отказаться от своих влечений.

Необходимо помнить, что даже свободный человек не способен избежать ответственности. Некоторые люди не хотят делать выбор, поэтому списывают все проблемы на несовершенное общество, недостаточно хорошее воспитание, неблагополучие родителей и аналогичные факторы.

Заключение

Волевые действия необходимы в случае появления трудностей в достижении цели. При этом очень важно понять суть возникшей проблемы.

Воля помогает регулировать все психические функции человека, а его развитие определяется способностью человека к волевому контролю.

Общество отмечает, что человек является свободным и может выстраивать свою жизнь так, как ему хочется. Однако, по сути, возможности людей ограничены, а само общество основано на индивидуальном соперничестве.

Источник: https://psychology4all.ru/psihologiya/termin-volya-v-psihologii-struktura-volevogo-akta/

Структура волевого действия. 1. Этап.Побуждение к совершению действия начинается с осознания цели

Побуждение к совершению действия

1. Этап.Побуждение к совершению действия начинается с осознания цели

действия и связанного с ней мотива.

2. Этап.Возникновение желания и влечения.

Желание отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем-либо обладать или что-либо осуществлять.

Влечение– психологическое состояние, выражающее неидентифицированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта.

3. Этап.Осмысление цели действия.

4. Этап.Принятие решения действовать. Борьба мотивов.

Борь​ба мотивов пси​хическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности.

5. Этап.Волевое усилие.

Волевое усилие особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия.

Внешнее волевое действие –этодействие, непосредственно направленное на совершение той или иной активности.

Внутреннее волевое действие заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия.

ТЕМПЕРАМЕНТ. ХАРАКТЕР. СПОСОБНОСТИ.

ОДАРЕННОСТЬ

Темперамент– закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения.

Понятие темперамент возникло на основе учения древнегреческого учёного и врача Гиппократа (VI век до нашей эры).

Гиппократ утверждал, что человеческое тело состоит из четырёх

элементов: кровь,слизь/лимфа, желчь жёлтая, желчь чёрная.

Пропорция данных четырёх элементов определяет течение физических и душевных болезней человека.

Немецкий философ И. Кант считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови.

В настоящее время темперамент связывают со свойствами нервной системы организма человека.

И.П. Павлов, проводя опыты над животными, установил, что типы высшей нервной деятельности животных распространяются на людей.

И.П. Павлов выделил три основных свойства возбуждения и торможения нервной системы:

1.Сила процесса возбуждения и процесса торможения.

2.Степень равновесия между силой возбуждения и силой торможения.

Уравновешенность представляет собой способность нервной системы сохранять равновесие между процессами возбуждения и торможения.

Неуравновешенность нервной системы представляет собой состояние, при котором процесс возбуждения сильнее/ слабее процесса торможения.

3.Скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

Подвижность это свойство нервной системы, отражающееся в скорости, с которой процесс возбуждения сменяется процессом торможения или наоборот.

На основе перечисленных свойств нервной системы, И.П. Павлов выделил четыре основных типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Тип темпераментазакономерная взаимосвязь свойств у определенной группы людей.

1.Сангвиник( от лат. «сангвис» — «sanguis» — «кровь» ).

Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип.

Этот вид темперамента характеризуется быстро возникающей, сильной, но неустойчивой, эмоциональной возбудимостью.

2.Флегматик( от греч. «флегма» — «phlegma» — «слизь» — «лимфа» — «мокрота»).

Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип.

Этот тип темперамента характеризуется медленно возникающей слабой возбудимостью. Психические процессы у флегматика протекают медленно.

3.Холерик( от греч. «холэ» — «сhole» — «желчь» — «желтая желчь»).

Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный (с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения).

Нервная деятельность, характерная для данного типа темперамента, отличается быстро возникающей сильной и устойчивой эмоциональной возбудимостью.

4.Меланхолик( от греч. «мелайна холэ» — «melas chole» — «черная желчь»).

Меланхолик – слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный тип.

Для этого типа темперамента характерна медленная, но сильная и устойчивая эмоциональная возбудимость.

В сущности, исходя из учения И.П. Павлова, можно выделить два основных типа нервной системы – сильный и слабый.

И. П. Павлов назвал общий тип нервной системы генотипом, т.е. наследственно приобретенным.

Генотип – совокупность всех генов организма, совокупность наследственных задатков.

Свойства темперамента – это устойчивые индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые остаются относительно постоянными при различном содержании, мотивах и целях деятельности и образуют структуру, характеризующую тип темперамента.

Свойства темперамента

1.Сензитивность.

2.Реактивность.

3.Активность.

4.Соотношение активности и реактивности.

5.Темп реакций.

6.Пластичность – ригидность.

Пластичность характеризуется тем, насколько легко и гибко человек приспосабливается к изменяющимся внешним воздействиям.

Ригидность характеризуется тем, насколько инертно его поведение.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/31696.html

Реклама, побуждающая к совершению противоправных действий

Побуждение к совершению действия

В мире что- то не так или это в моей голове?

БГ, «Лилит», 1997 г.

Действующий Закон о рекламе содержит запрет на рекламу, которая побуждает к совершению противоправных действий (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе). Данный запрет является отражением основополагающих принципов рекламной деятельности.

На первый взгляд, с трактовкой данного понятия все должно быть очевидно и просто, рекламой, призывающей к совершению противоправных действий, должна призываться реклама в которой предлагается использовать объект рекламы в целях совершения противоправных действий.

Такой подход встречается в судебной практике, например, в деле № А43-24029/2011 исследовался вопрос о правомерности рекламы юридической компании «Призывной советник».

В данном деле суд сделал вывод, что с учетом наличия в рекламном сообщении названия юридической фирмы «Призывной советник», образа юноши, частично одетого в военную, а частично — в гражданскую одежду, уточняющей информации «Защита прав призывников», использования понятия «казарма» в качестве обозначения всей армии антимонопольный орган и суд правильно посчитали, что название сайта «kazarme.net» фактически несет потребителям рекламы призыв к уклонению от службы в армии, для чего необходимо обратиться в данную фирму для осуществления такой возможности.

В другом деле Свердловский УФАС признал ненадлежащей рекламу микронаушника, которая размещалась на тетрадях, следующего содержания: «СЕССИЯ БЕЗ ДОЛГОВ Микронаушники для сдачи экзаменов, зачетов и прочих пыток. Бесплатная доставка!».

УФАС признал данную рекламу ненадлежащей указав, что такая реклама призывает к неисполнению обязанности по добросовестному прохождению студентами промежуточной и итоговой аттестации в форме зачетов и экзаменов (http://sverdlovsk.fas.gov.ru/news/8682).

В целом, с таким подходом можно согласиться, но встречаются дела где трактовка данного запрета происходит крайне удивительным образом. Одно из таких дел было рассмотрено Саратовским УФАС в отношении производителя дверей ТОРЭКС (http://saratov.fas.gov.ru/news/13954). Предметом претензий антимонопольного органа стали следующие рекламные ролики, размещенные на различны радиостанциях:

— «Уважаемые радиослушатели, в эфире радиомагазин из квартиры. Предлагаем Вам бытовую технику от компьютера до электробритвы. Первый пришедший может забрать абсолютно бесплатно. Акция действует в квартирах, в которых ещё не установлены стальные двери «ТОРЭКС». Без «ТОРЭКС» как без дверей»;

 — «Уважаемые радиослушатели, в эфире радиомагазин из квартиры» Предлагаем Вам фамильные украшения и норковую шубу. Первый кто зайдёт может забрать их абсолютно бесплатно. Акция действует в квартирах, в которых ещё не установлены стальные двери «ТОРЭКС». Без «ТОРЭКС» как без дверей».

Саратовское УФАС России признало рекламу ООО «Торэкс» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены п. 1 ч. 3 и п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе.

Рекламодатель обжаловал решение УФАС, Арбитражный суд Саратовской области (Дело А57-8254/2013) признал решение недействительным, при этом любопытно, что в ходе рассмотрения дела было проведено 4 (четыре) экспертизы!!!!!, на которых следует остановиться подробнее, поскольку эта ситуация наилучшим образом показывает насколько все неоднозначно в рекламной сфере.

1.                  Эксперты ФГУП «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.

А» указали, что в рекламе отсутствуют высказывания, напрямую побуждающие целевую аудиторию к совершению противоправных действий, однако общий смысл представленных текстов сводится к приглашению войти в чужую квартиру и присвоить себе находящиеся там предметы, если в данной квартире не установлены двери рекламодателя. Указаний на шутливый характер данного приглашения явно недостаточно, в связи с чем, это приглашение может быть понято буквально – как призыв к противоправным действиям.

2.

                  Эксперты кафедры телерадиожурналистики Факультета телерадиожурналистики Гуманитарного Университета, город Екатеринбург указали, что в рекламе как на языковой, так и на текстовом уровне полностью отсутствуют какие бы то ни было побуждения к совершению противоправных действия. Картинки присвоения значение возможности и выполняют исключительно функцию наглядной демонстрации проблемы, которая может быть решена с помощью рекламируемого продукта – дверей «ТОРЭКС».

3.                  Эксперты ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского», сделали вывод о том, что представленные реклама содержит призыв к противоправным действиям в имплицитной, скрытой форме.

4.                  Комиссионная судебно-лингвистическая экспертиза на кафедре стилистики русского языка Уральского федерального Университета им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина сделала вывод о том, что в рекламных текстах лингвистические средства выражения побуждения к совершению противоправных действий.

Апелляция отменила решение первой инстанции и принял по делу новый судебный акт, поддержав позицию антимонопольной службы, интересно, что при этом апелляция указала, что рекламу нужно рассматривать с позиции рядового потребителя.

Подобный подход, безусловно, правильный, ибо не эксперт после глубокого исследования должен делать вывод о содержании рекламы, а обычный потребитель после мгновенного контакта с рекламным материалом.

Но дальше, суд, не имея стандарта потребителя решил, что спорные рекламные аудиоролики побуждают целевую аудиторию к совершению противоправных действий, поскольку общий смысл представленных текстов сводится к приглашению войти в чужую квартиру и присвоить себе находящиеся там предметы, если в данной квартире не установлены двери рекламодателя. Указание на шутливый характер данного приглашения является необоснованным, поскольку потребителем это приглашение может быть понято буквально – как призыв к противоправным действиям.

Кассационная инстанция отменила решение апелляции, направив дело обратно в апелляцию, поскольку апелляция не пояснила мотивы, по которым заключения экспертов не должные приниматься во внимание.

Апелляция залатала эту дыру, указав, что он экспертизы, в которых содержались выводы об отсутствии призыва к противоправным действиям не должны учитываться, поскольку, на категорию несовершеннолетних потребителей рекламы, не обладающих достаточными моральными устоями, неустойчивой психикой, реклама окажет негативное воспитательное воздействие посредством демонстрации допустимости совершения противоправного действия по присвоению чужого имущества «Абсолютно бесплатно». При этом модальность возможности («может забрать») для подростка не имеет принципиального значения. Лица с девиантным поведением воспримут предложение забрать из квартиры чужое имущество как руководство к действию. Учитывая такие принципиальные различия в восприятии рекламы ее потребителями, ссылки экспертов на шутливый характер данного предложения явно недостаточно, в связи с чем это предложение может быть понято буквально – как призыв к противоправным действиям.

С данным комплексным подходом апелляции невозможно согласиться, за исключением только того, что реклама должна оцениваться с позиции потребителя, поскольку, как я указал в начале поста, реклама нарушает п. 1 ч. 4. ст.

5 Закона о рекламе только если в ней предлагается использовать объект рекламы в противоправных целях, поэтому указание на то, что общий смысл рекламы сводится к приглашению войти в чужую квартиру и присвоить себе находящиеся там предметы абсурден.

Цель любой рекламы, исходя из ее законодательного определения, привлечь внимание к товару, а с экономической точки зрения цель рекламы – получение прибыли от продажи товара. Поэтому спорные рекламные ролики никак не могут преследовать цель заставить людей воровать.

Поэтому крайне непонятно почему апелляция проигнорировала довод о том, что упоминание кражи было выполнено в шуточной форме чтобы обозначить проблему, которую можно решить с помощью объекта рекламы. Классическая конструкция рекламы «проблема — решение», которая и была использована в данной рекламе.

Если не хотите, чтобы Вас обокрали ставьте наши двери, вот мысль рекламного ролика, вся реклама тяжеловесных дверей построена вокруг идеи о том, что двери обеспечат защиту от жилища краж.

Преподнесение проблемы в шуточной форме также не противоречит закону, закон о рекламе говорит, что реклама может распространяться в любой форме, не исключая шуточную, поэтому аргумент апелляции о том, что шутливый характер рекламы не имеет значения ошибочен. А сам факт того, что суд не может или не хочет признавать допустимость юмора в торговых делах, в т.ч.

в рекламе лишь указывает на неуклюжесть судебной системы, поощряющей бюрократическую глупость. Именно серьезное отношения к очевидным шуткам приводит к тому, что возникает вопросы, а имеется ли призыв к противоправным действиям в подобной рекламе? (кстати, проголосуйте и выразите свое мнение по данному вопросу (http://moscow.fas.gov.

ru/poll/13574#overlay-context=)):

Запрет выбирать незапрещенную форму распространения рекламы, по причине того, что кто-то может понять ее буквально противоречит рекламному закону, как и ссылка на то, что несовершеннолетние могут пострадать от данной рекламы. Защите несовершеннолетних в рекламе посвящена отдельная статья в рекламном законе и ее положения не нарушены спорной рекламой.

Подобная логика была показана в другом деле (А54-1268/2007), где ФАС пытался признать ненадлежащей рекламу на проездных билетах для школьников следующего содержания: «Срочно нужны деньги? Денежные средства всего за 5 минут под залог ювелирных изделий. Изделия из золота, серебра, драгоценных камней, коронки или просто лом — все это вы можете с легкостью превратить в наличные деньги, при этом сохранив изделие за собой».

ФАС решил, что данная реклама призывает несовершеннолетних к совершению противоправных действий. Суды пришли к выводу о том, что административным органом не доказано, каким образом реклама услуг ломбарда может побудить лиц моложе восемнадцати лет к совершению противоправных действий, т.е. действий в нарушение закона.

Кроме того, суды указали, что в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускается побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар.

Из содержания спорной рекламы не следует, что она содержит каких-либо предложений, призывающих несовершеннолетнего убедить взрослых лиц воспользоваться рекламируемой услугой.

Еще один любопытный прецедент имел место в Самарской губернии, где местный УФАС счел рекламу «ученических роз», которую дал местный книжный магазин также призывающей к совершению противоправных действий (http://samara.

fas.gov.ru/publications/12512) — призывает к совершению насилия над детьми. Любопытный подход, если учитывать что на эмблеме Федеральной службы по образованию изображен среди прочего ликторский пучок — связка розг.

 

В заключении также хотелось бы еще раз повторить, что реклама должна признаваться побуждающей к совершению противоправных действий только в случае, когда предлагается использовать объект рекламы для совершения противоправных целей.

Конечно, могут быть и эксцентричные примеры, когда совершение противоправных действий связано с обьектом рекламы.

Такое дело было рассмотрено Мордовским УФАС, основанием для возбуждения дела стала реклама в городе Рузаевка, в которой наряду со словами «пей», «кури», «лихач» использовались выражения «естественный отбор уже начат» и «ритуальные услуги круглосуточно».

 Для усиления эффекта в рекламе имеются тематические картинки с изображениями кистей рук с бокалом и зажатой между пальцами сигаретой. Также присутствует элемент приборной панели, визуально воспринимаемой как часть панели спидометра со стрелкой, указывающей на цифру 260.

 Специалисты УФАС усмотрели в такой рекламе демонстрацию процесса потребления алкоголя и курения, а также призыв к совершению противоправных действий. В связи с этим комиссия антимонопольного органа должна дать правовую оценку соответствия рекламы требованиям п. 3 ч. 5 ст. 5, п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О рекламе». Подобный подход представляется обоснованным. 

Остается еще ряд вопросов, считать ли демонстрацию совершения противоправных действий в рекламе с использованием объекта рекламы как призыв к их совершению? Лично я пока думаю над этим вопросом, но УФАС Москвы в одном из недавних дел ответил положительно на данный вопрос. Комиссия Управления установила, что реклама автомобиля «Toyota Land Cruiser Prado», распространенная в сети Интернет, побуждает к совершению противоправных действий.

«Внедорожник в рекламе заезжает непосредственно на тротуар и продолжает движение, что прямо запрещают Правила дорожного движения. После просмотра данного ролика может сложиться впечатление, что движение по тротуару на автомобиле Toyota – это одно из основных преимуществ внедорожника (http://moscow.fas.gov.ru/news/13479).

В дугом деле Московский УФАС признало ООО «Актион кадры и право» нарушившим п. 1, 2 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе.

 Нарушение выразилось в распространении рекламы, которая побуждает к совершению противоправных действий, а также призывает к совершению насилия и жестокости. Так, в одном из номеров периодического издания «Юрист компании» размещалась реклама журнала «Трудовые споры».

В рекламе под заголовком «Можно попробовать и так» находилась фотография, на которой два человека привязывают к стулу мужчину и закрывают ему рот.

А другой вопрос связан с рекламой, набравших за последнее время популяроность, так называемых «квестов», т.е.

развлекательных игр, в которым участникам предалагается пройти некое приключение, имитирующее увлекательную жизненную ситуацию.

Например некоторые такие квестеры, предлагают «ограбить банк», и тут возникает вопрос, как реагировать на рекламу: «Хочешь почувствовать себя мафиози и ограбить банк? Тогда участвуй в нашем квесте!»

  *Если у Вас возникнет вопрос по данной статье или смежным вопросам правового регулирования  рекламы, то Вы можете написать мне на grigorev.dm@icloud.com .

Источник: https://zakon.ru/blog/2015/09/30/reklama_pobuzhdayushhaya_k_soversheniyu_protivopravnyx_dejstvij

Волевые действия и волевой акт

Побуждение к совершению действия

Волевая деятельность всегда состоит из определенных простых и сложных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли (рис. 1).

Действие, в котором побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически, без особого напряжения и без специальной организации действия.

К простым волевым действиям относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться.

Эти действия не нуждаются в сложных способах их выполнения

Действие нуждается в значительном напря-жении сил, терпеливости, настойчивости, уме-нии планировать и организовывать целенаправ-ленную деятельность

Рис. 1. Виды волевого действия

Волевое действие связано с осознанием цели деятельности, ее значимости, подчинением своих импульсов сознательному контролю и изменением окружающей действительности в соответствии со своими замыслами (рис. 2).

Является осознанным, целенаправленным, намеренным, принятым к осуществлению по собственному сознательному решению
Является действием, необходимым по внешним (социальным) или личным причинам, т.е.

всегда существуют основания, по которым действие принимается к исполнению

Имеет исходный или проявляющийся при его осуществлении дефицит побуждения (или торможения)
В итоге обеспечивается дополнительным побуждением (тормо-жением) за счет функционирования определенных механизмов и заканчивается достижением намеченной цели

Рис. 2. Характеристики волевого действия

Волевые действия различают по степени сложности. В случае, когда в побуждении ясно видна цель, и оно непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Сложному волевому акту предшествует учет последствий, осознание мотивов, принятие решения, составление плана его осуществления (рис. 3).

Побуждение к совершению волевого действия.В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека.

Они могут быть самыми различными, но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели. Следует признать, что не всякое стремление к цели носит осознанный характер.

В зависимости от степени осознанности потребностей, мотивов поведения стремление к цели подразделяется на влечения и желания.

Влечение – это недостаточно осознанное стремление, при котором чело-век плохо осознает свои потребности, мотивы поведения.

Влечение часто рас-сматривается как некое переходное состояние, так как из-за своей неясности, неопределенности не может перерасти в целенаправленную деятельность.

Представленная во влечении потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

Осознание цели и стремление ее достичь
Побуждение к совершению волевого действия
Осознание ряда возможностей достижения цели
Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности
Достижение поставленной цели
Осуществление принятого решения
Принятие одной из возможностей в качестве решения

Рис. 3. Этапы сложного волевого действия

Желание – это стремление, которое возникает при ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее. Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию.

Желание само по себе не содержит активного компо-нента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т.е.

«фильтруется» через систему ценностей человека, получает эмоциональную окраску.

Желание, имея побуждающую силу, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.

Осознание цели и стремление ее достичь.Способность к сознательной целенаправленности является специализированной способностью человечес-кого сознания.

Постановка цели включает в себя образ объекта, на который будут направлены действия, и представления ожидаемого результата – прогнозирование.

Именно содержание целей определяет социальную ценность поступков человека, его ценностные ориентации, его правосознание.

Осознание ряда возможностей достижения цели,т.е. тех конкретных средств, которые приводят к желаемому результату. Это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных связей между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными резуль-татами.

Способы действия должны оцениваться человеком не только с точки зрения его личной пользы, выгоды, но также с учетом возможных последствий для других людей и общества в целом. Выбор способов действий, как и все другие стадии волевого акта, опосредуется моральными установками, включен-ными в структуру мотивации субъекта.

Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности.Этот этап характеризует активизацию и осознание мотива, побуждающего человека к постановке конкретной цели и совершению нормативного или противоправного поступка.

В структуру мотивации включе-ны эмоции и чувства, потребности, интересы и идеалы личности. Вот почему именно мотив определяет «личностный смысл» поставленной цели и направ-ленность личности (А.Н. Леонтьев).

Мотивация человека является очень слож-ным многоуровневым образованием, поэтому часто нелегко выявить истинный и адекватный мотивы поведения.

Борьба мотивов и выбор. Анализ структуры своей мотивации и ее соот-ношение с целью позволяют субъекту понять, в какой мере поставленная цель соответствует определенному мотиву. Когда человек испытывает состояние неопределенности, у него возникает несколько разнородных мотивов, побуж-дающих его стремиться к различным целям.

Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели, но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять.

Другие пути являются менее экономичными (и это человек тоже понимает), но зато следование им больше соответствует системе его ценностей.

В человеке могут бороться чувства долга и страха, любви и ненависти, альтруизма и эгоизма и т.д. Особенно напряженно протекает борьба, когда сталкиваются несовместимые побуждения и человеку приходится выбирать между узколичностными мотивами и общественным долгом.

Осознание, рациональная и эмоциональная оценка личностью конкурирующих мотивов и целей завершаются выбором одного из них, имеющего по шкале ценностных ориентаций субъекта наибольший личностный и общественный «рейтинг», и постановкой основной цели деятельности, соответствующей этому мотиву. Другие конкурирующие мотивы осознаются человеком как желания, влечения, которые в качестве промежуточных помех часто препятствуют достижению намеченной или промежуточной цели. Промежуточные цели ставятся с учетом оптимальной последовательности реализации определенных мотивов и целей.

Борьба мотивов заканчивается либо появлением намерения, направ-ленного на неопределенное будущее, либо принятием решения, когда человек четко осознает необходимость и возможность достижения определенной цели и отдает самому себе приказ в плане внутренней или внешней речи, стимулируя активизацию моторных процессов.

Принятие одной из возможностей в качестве решения.Этот этап характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование.

После этого начинается реализация принятого решения. Это интеллектуальный акт и особое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него.

Процесс принятия решения требует от личности максимальной осознанности, решитель-ности и ответственности.

Осуществление принятого решения.Этот этап, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, порой не менее зна-чительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, пос-кольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий, объективных (внешних) и субъективных (внутрен-них) трудностей.

Внешними трудностями являются препятствия, которые не зависят от действующего человека: природные катастрофы, затруднения при решении профессиональных задач, сопротивление других людей, разного рода помехи и т.д.

К внутренним трудностям относятся трудности личного порядка, зависящие от физического и психического состояния человека, например, отсутствие знаний, борьба сложившихся в прошлом отрицательных представ-лений, желаний, чувств, преодоление которых часто бывает для человека более сложным, чем преодоление внешних препятствий, так как легче бывает противостоять внешним трудностям, чем преодолеть самого себя.

Этот этап характеризуется напряжением сил, направленных на преодо-ление противоположно направленных мотивов и мобилизацию сил.

Человек выстраивает свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, трудовом, умственном действии, поступке.

Однако человек не только действует, он проявляет свою волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан им заранее.

Достижение поставленной цели.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Результаты (успешные или неуспешные) по принципу обратной связи воспринимаются и оцениваются субъектом на основе сопоставления образа желаемого и реально полученного результата, после чего волевое действие либо заканчивается, либо повторяется вновь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_122305_volevie-deystviya-i-volevoy-akt.html

Granit-original
Добавить комментарий