Концессия в сфере жкх

Содержание
  1. Концессии в ЖКХ: почему муниципалитеты против частных инвесторов
  2. Условия созданы, милости просим!
  3. А муниципалитеты — против…
  4. Зачем концессионеру застарелые «болячки» местного ЖКХ
  5. «Тепло», «мусор» и «вода» — наши лучшие друзья?
  6. Спасут ли концессии ЖКХ
  7. Откуда деньжата?
  8. Масштаб не главное
  9. Теория малых дел
  10. Что такое концессии в ЖКХ?
  11. Концессия ЖКХ – что это такое простыми словами?
  12. Сущность концессии в ЖКХ
  13. Преимущественные стороны и недостатки концессии ЖКХ
  14. Как заключить концессию в ЖКХ
  15. Что иногда мешает передать объекты в концессию ЖКХ
  16. Концессия жкх
  17. Что это такое: определение простыми словами
  18. Концессия в сфере ЖКХ: особенности, условия заключения соглашений
  19. Понятие концессии в применении к ЖКХ
  20. Концессионный договор
  21. Преимущества и недостатки
  22. Фонд поддержки
  23. Итоги и другие возможные проблемы
  24. Концессия простыми словами

Концессии в ЖКХ: почему муниципалитеты против частных инвесторов

Концессия в сфере жкх

В этом году в ЖКХ наблюдается концессионный бум. Но процесс проходит не без проблем

То, что государство так долго и упорно продвигало в сфере ЖКХ, похоже, начинает обретать вполне реальные очертания. В жилищно-коммунальную отрасль пошли частные инвестиции.

Если до недавнего времени количество концессионных соглашений можно было по пальцам пересчитать, то в этом году отмечен качественный скачок.

На просторах российского ЖКХ полноценно работает уже 900 концессий! О проблемах государственно-частного партнерства в коммунальной сфере шел разговор на недавнем IIIОбщероссийском форуме частных операторов коммунальной инфраструктуры.

Условия созданы, милости просим!

В ЖКХ, наконец, пришли частные деньги. В целом за счет механизма ГЧП в отрасль привлечено 183 млрд руб. А значит, как отметили участники форума, инвестор поверил в отрасль. Достигнут определенный прогресс и в формировании концессионного законодательства.

— Сейчас у нас для частных операторов созданы такие условия, каких нет даже в некоторых экономически развитых странах, — отметила на форуме руководитель Департамента ЖКХ Минстроя РФ Оксана Демченко.

И действительно, изменения в сторону «благоприятствования» частным инвесторам видны невооруженным глазом. Например, теперь можно передавать в концессию объекты со значительной долей незарегистрированного имущества, предприятия с долгами. Продлен срок трансформации арендных соглашений в концессионные.

Любопытный факт. Везде, куда приходит концессионер, наблюдается улучшение ситуации: снижается аварийность, ведется ресурсосберегающая политика. По данным Минстроя, на концессионных предприятиях, занимающихся теплоснабжением, потери снизились на 18%, а аварийность — на 47%!

Но чтобы частный инвестор в отрасли заработал в полную силу, нужно окончательно решить вопрос прямых договоров с ресурсниками, сошлись во мнении участники форума.

Кроме того, двигаться дальше мешает отсутствие квалифицированных управленцев в ЖКХ. В отрасль приходит инновационное оборудование, но, к сожалению, многие коммунальные предприятия продолжают работать так, как привыкли — по старинке.

В планах министерства, по словам Оксаны Демченко, продолжение политики активного привлечения частных инвесторов, отстройку механизмов установления предельного уровня тарифов по оплате ЖКХ (чтобы частник не задирал цены), формирование перечня показателей по привлечению частных инвесторов (за чем теперь регулятор будет строго следить).

А муниципалитеты — против…

Между тем на пути развития частного сектора в ЖКХ есть серьезные преграды. И главная из них, как отметил председатель правления Центра государственно-частного партнерства Павел Селезнев, это, как ни странно, «тихое» противодействие муниципалитетов. Последние достаточно ощутимо препятствуют допуску частных инвесторов на свою территорию.

Причина проста: «чужаками» сложнее управлять. Ведь частник, конечно же, будет проявлять самостоятельность в принятии решений. А многие муниципалитеты привыкли к так называемому ручному управлению подотчетными предприятиями ЖКХ.

Кроме того, присутствует и боязнь каких-либо нововведений в принципе.

— Нужно активнее рассказывать о новых форматах в ЖКХ местным депутатам, представителям администрации, — убежден Павел Селезнев. — А то ведь частный инвестор порой просто бежит из города, столкнувшись с непониманием со стороны местной власти.

А вот заместитель председателя Правительства Московской области Денис Буцаев считает, что опасения муниципальных властей вполне понятны. И дело здесь даже не в какой-то злонамеренности и тем более корысти.

ЖКХ — это тот сектор, откуда поступает больше всего жалоб.

И муниципалитеты вполне объяснимо боятся того, что если они будут лишены управленческих рычагов, то не смогут вмешаться в ситуацию в случае каких-то чрезвычайных обстоятельств.

Кроме того, региональным властям пока не понятно, какую тарифную политику будет вести частный инвестор, как он удержится в том тарифном коридоре, который обозначило государство. Будут ли у него стимулы модернизировать переданную ему инфраструктуру.

Еще одна не очень хорошая тенденция: не все выигравшие конкурс концессионеры потом заключают концессионное соглашение. То есть они заявляют о своем желании войти в ГЧП, получают определенную выгоду от аккумуляции финансов, а когда доходит до вложения собственных средств — дают задний ход.

— У нас в Подмосковье немало сделок находится в таком подвешенном состоянии, — признался Денис Буцаев. — И как с этим бороться, пока не совсем ясно.

Обеспокоила участников форума и практика так называемой смены вывесок. Сейчас предприятие ЖКХ, взятое в аренду, можно переоформить в концессию. И предприниматели этим активно пользуются.

В предпринимательской среде это называется «переобуться». То есть частник просто юридически меняет форму собственности, опять же не вкладывая при этом собственных средств.

— Из трехсот предприятий, которые изъявили желание оформить концессию, только сто — это реальные концессионеры. Остальные «переобулись», переоформили аренду в концессию, — сообщил вице-премьер подмосковного правительства.

А Павел Селезнев даже посетовал:

— Не хочется, чтобы такое «переобувание» стало для местной административной элиты удобным механизмом по «отжатию» собственности.

Зачем концессионеру застарелые «болячки» местного ЖКХ

Между тем есть претензии к государству и у представителей другой стороны — у самих концессионеров, участников государственно-частных партнерств. Первый заместитель генерального директора УК «Лидер» Юрий Сизов, например, посетовал на излишнее внимание надзорных органов:

— За последний год у нас прошло 120 проверок — по одной каждые две недели, — поделился он с участниками форума. — А ведь что такое проверка? Это выемка документов, отвлечение людей и пр. Конечно, со стороны может показаться, что все это не так ужасно. Но есть же пределы, есть психологическая усталость! — не без пафоса заключил он.

По мнению Юрия Сизова, предпринимателям должны быть понятны правила игры. В самом деле, зачем постоянно проверять предприятие, где и так все прозрачно?

— У нас 14 районов охвачено передовой системой сбора мусора. Мы сами себя проверим лучше любого проверяющего! — волнуется Юрий Сергеевич.

Вывод несложен: должен быть налажен тщательный мониторинг, анализ концессий. Тех, кто хорошо работает, надо оставить в покое и прекратить «кошмарить». А вот те, кто паразитирует не на инвестициях, а на обещаниях, должны серьезно призадуматься.

Еще одна головная боль «правильных» концессионеров — попытка городских властей свалить на них все прежние беды коммунальной инфраструктуры.

Частный оператор нередко заключает концессионное соглашение вслепую, а потом выясняется, что трубопровод, который он должен теперь обслуживать, не ремонтировался последние 20 лет.

Начинаются бесконечные протечки, и, понятное дело, затраты инвестора возрастают многократно.

Вице-президент ЗАО «СМИТ групп» Андрей Демин считает, что муниципалитеты должны корректно формулировать условия конкурса и честно прописывать там параметры и состояние инфраструктуры ЖКХ.

Если же на уровне тендерного соглашения это прописать невозможно, муниципалитет должен гарантировать, что сдаваемые в концессию инженерные сети прослужат столько-то и столько-то.

Причем гарантии должны быть подкреплены денежными средствами.

«Тепло», «мусор» и «вода» — наши лучшие друзья?

Какие же направления больше всего интересуют частных инвесторов? Как оказалось, аншлаг наблюдается в сфере «мусорного» предпринимательства — вывоза ТБО, оборудования мусорных свалок и т.д. Популярны и объекты теплоснабжения: 456 проектов на 29,8 млрд руб. Традиционно пользуются спросом водоснабжение и водоподготовка: концессионеры активно разбирают региональные водоканалы.

— Сегодня нас тревожит отсутствие запроса муниципалитетов на частных операторов ЖКХ, — признался генеральный директор ГК «Росводоканал» Антон Михальков. — Мы работаем в отрасли 13 лет и уже давно доказали, что предприятия ЖКХ могут быть прибыльными и функционировать без копейки бюджетных дотаций.

Причина неудач в работе частных операторов в ЖКХ (да, собственно, и муниципальных операторов!) — это, по мнению Антона Михалькова, неумение сформировать правильные тарифы. А «неправильные» тарифы ведут к накапливанию долгов, невыплате по кредитам, а при худшем сценарии — и к банкротству.

…И все же процесс «концессионирования» в ЖКХ уже не остановить. Да, новый формат продвигается не без сложностей. Но когда у нас в России что-то проходило без сложностей? И все-таки надо признать, что там, где у коммунальной инфраструктуры есть хозяин, с подачей коммунальных ресурсов и качеством услуг ситуация становится значительно лучше.

А значит, мы на верном пути.

Елена МАЦЕЙКО

Источник: https://rcmm.ru/zhkh/30756-koncessii-v-zhkh-pochemu-municipalitety-protiv-chastnyh-investorov.html

Спасут ли концессии ЖКХ

Концессия в сфере жкх

В ближайшее время МУП и ГУП хотят запретить деятельность, направленную на снабжение населения теплом и водой. Такая норма содержится в законопроекте, который поступил в Госдуму.

Альтернативой унитарным предприятиям в коммунальной сфере считаются частные компании-инвесторы, работающие по договору концессии.

Результативность таких соглашений обсудили члены Союза российских городов на ежегодном собрании, которое прошло в Липецке.

Как показал анализ данных из крупных областных центров, собранных НП «ЖКХ Контроль», наиболее привлекательными для инвесторов оказались проекты создания полигонов ТКО и снегоплавильных установок. Причина проста — здесь речь идет о появлении нового имущества. В остальных случаях инвестору предложили муниципальные объекты, которые требовали значительной модернизации.

Ливневку в Нижнем Новгороде модернизируют за 20 миллиардов рублей

Пионером ГЧП в коммунальном секторе была Пермь, где инвестору сдали водоканал. Договор аренды, заключенный на 49 лет в 2003 году, в 2013-м преобразовали в договор концессии. С тех пор управляющая компания дважды перепродавалась с выгодой для предыдущего собственника.

По данным НП «ЖКХ Контроль», концессионер инвестирует только собственные средства из текущей выручки, в городе сохранились перекрестные тарифы на холодную воду и водоотведение.

Если для населения тариф на холодную воду в настоящее время равен 27,53 рубля за кубометр, то для прочих потребителей — 40,23 рубля.

Похожим путем пошли в 2012 году власти Воронежа, заключив соглашение с «Росводоканалом» на концессию системы водоснабжения и водоотведения на 30 лет. Но документ не содержал конкретных параметров модернизации.

Действия концессионера позже прописали в формате пятилетних инвестиционных программ.

Заимствования привлекаются на условиях корпоративного финансирования — кредиты дает банк, который входит в ту же группу, что и «Росводоканал».

Длительные сроки концессий зачастую говорят о скрытой форме приватизации

— К данному моменту привлечено около двух миллиардов рублей.

При этом тариф за период 2012-2015 годов вырос с 15,79 до 22,52 рубля за кубометр, с середины 2016 года он был понижен до 19,31 рубля, что говорит о непростой политической ситуации вокруг водоканала.

Сейчас тариф составляет 20,69 рубля. За время работы концессионера численность работников сократилась на 40 процентов, при этом средняя зарплата выросла на 59 процентов, — выяснили в НП «ЖКХ Контроль».

Заметим, что воронежский водоканал пока инвестора не менял. В управляющей им компании не раз указывали на то, что исходные данные о состоянии сетевого хозяйства были не совсем корректными. Пришлось проводить комплексное обследование и оценку объектов, чтобы скорректировать планы их реконструкции. Подобное «промедление» вызывало критику со стороны местных депутатов.

Откуда деньжата?

Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева сообщила, что самые долгосрочные концессии (в Перми и Воронеже) обещают самые большие инвестиции, но по факту эти соглашения — лишь декларации о намерениях: они заключались до 2014 года, после которого конкурсы проводятся на основании минимизации необходимой валовой выручки. Сейчас очевидно, что эти долгосрочные концессии не обеспечивают конкуренцию за рынок и по существу являются инструментом монополизации в частных руках деятельности, направленной на управление городскими водоканалами, отметила Разворотнева. При этом она признала, что частные монополии работают достаточно эффективно.

Жители ярославской двухэтажки остались без крыши

Экспертов удивило, что кредиты берутся инвесторами не под проектное финансирование, а под собственные активы (по такой схеме действует тот же «Росводоканал»). Получается, из-за рамочного характера концессионных соглашений банки не готовы рассматривать их как обеспечение займов, хотя именно это является целевой задачей развития государственно-частного партнерства.

— Слишком длительные сроки концессий зачастую говорят о скрытой форме приватизации, — подчеркнула Светлана Разворотнева. — В отдельных случаях концессии не привели к эффективной работе предприятия.

Часто речь не шла о привлечении заемных средств. Большинство концессий делаются на собственные средства профильных предприятий — владельцев объектов, в ряде случаев — на деньги муниципалитета.

Все это заставляет сомневаться в эффективности реализации концессионных соглашений в сфере ЖКХ.

Масштаб не главное

Как правило, механизм концессии применяют в крупных муниципалитетах — там, где инвестору есть где развернуться, а рост тарифа, неизбежный из-за увеличения затрат на модернизацию, можно «разбить» на большее количество потребителей. Но есть и случаи, когда удается эффективно передать в частное управление небольшое коммунальное хозяйство.

Названы регионы с самыми низкими расходами жителей на ЖКХ

Так, в тамбовском моногороде Котовске с 2016 года реализуется концессионное соглашение о модернизации отопительной системы, прошлой осенью там открыли шесть блочно-модульных котельных, которые обеспечивают теплом 95 процентов квартир.

На реализацию проекта ушло полмиллиарда рублей: 300 миллионов выделил Фонд содействия реформированию ЖКХ, 200 вложила компания «Компьюлинк». Инвестор должен обновить все городские сети теплоснабжения в течение трех лет.

Как пояснял тогда мэр Алексей Плахотников, без федеральной поддержки тариф для населения вырос бы на 50 процентов.

На Тамбовщине успешно опробовали систему энергосервисных контрактов

На Тамбовщине успешно опробовали и другую схему государственно-частного партнерства в ЖКХ — энергосервисные контракты. В городах их начали заключать два года назад, затем подтянулись и райцентры-села. Муниципалитеты заключают договоры с АО «ААА Инжиниринг», которое меняет старые уличные светильники на энергосберегающие. При этом сокращаются расходы на освещение.

Так, поселку Знаменка четыре сотни новых фонарей дадут экономию почти в 1,2 миллиона рублей в год. В августе начался монтаж 350 светильников в Бондарях. В сентябре к обновлению системы освещения приступят в Котовске — там нужно установить почти тысячу фонарей.

Гарантия на новое оборудование — семь лет, в течение этого периода подрядчик обязуется бесплатно обслуживать и менять светильники.

Директор регионального центра энергосбережения Олег Кадыков отметил, что энергосервисный контракт — единственная форма государственно-частного партнерства, при котором проект реализуется только за счет инвестора без софинансирования из областного и местного бюджетов. Затраты при этом возмещаются за счет экономии средств, достигнутой при внедрении энергосберегающих технологий.

Теория малых дел

В рабочем поселке Знаменка пошли дальше и недавно заключили энергосервисный контракт на модернизацию системы теплоснабжения детского сада «Солнышко». Пилотный инвестиционный проект обойдется в 2,1 миллиона рублей.

Инвестор — московская компания «Эктив Соцэнергосервис» — обязуется установить в детском саду индивидуальный тепловой пункт с погодным регулированием, а также обеспечить его гарантийное обслуживание на протяжении семи лет. По окончании контракта оборудование в исправном состоянии передадут заказчику.

По подсчетам специалистов, экономический эффект от нововведения составит 52 процента, а экономия на отоплении объекта — более 560 тысяч рублей в год.

Как с помощью гаджетов сэкономить на оплате коммуналки

Тамбовские чиновники надеются отработать на «Солнышке» все нюансы взаимодействия, чтобы затем применить опыт в других бюджетных организациях.

Региональный центр энергосбережения подготовил еще три пилотных проекта модернизации систем освещения и теплоснабжения в формате ГЧП, которые будут реализованы до конца 2018 года.

Фонд содействия реформированию ЖКХ уже предложил Тамбовской области выступить в качестве пилотного региона в сфере реализации энергосервисных контрактов в многоквартирных домах.

— Это серьезные мероприятия, которые дают огромный экономический эффект. Одна только установка индивидуальных тепловых пунктов позволит уменьшить плату за отопление до пятидесяти процентов, — подчеркнул директор регионального центра энергосбережения Олег Кадыков.

Прямая речь

Игорь Колесников, руководитель проекта направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города»:

— Коммунальный сектор — это всегда естественные монополии. Это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции.

Поэтому монополия предполагает инструменты ценового регулирования.

То есть тарифы на товары (холодную воду, тепловую энергию и так далее), производимые в условиях монополии, подлежат регулированию по установленным государством правилам.

При конкурсном отборе концессионера определяются параметры, в соответствии с которыми после заключения концессионного соглашения орган регулирования устанавливает тарифы.

Но правила установления тарифов не обеспечивают тот их размер, на который рассчитывал концессионер по результатам конкурса. Концессионные процедуры не всегда позволяют отобрать наиболее эффективного инвестора, необходимо совершенствовать этот механизм.

Схема реализации таких соглашений является зачастую формой скрытой приватизации активов потому, что концессионное соглашение заключается на длительный срок (30-40 лет), а оно должно заключаться на срок, необходимый для реализации конкретного проекта (например, строительства водозаборных сооружений, модернизации сетей) и возврата вложенных инвестиций, получения планируемой доходности. В текущих условиях это может быть 15-20 лет.

Кроме концессий, возможны иные формы повышения эффективности коммунального сектора. Например, договор управления коммунальным предприятием либо договор аренды без ограничения эксплуатации передаваемого имущества пятилетним сроком.

Кстати

Возможную ликвидацию системы коммунальных МУП и ГУП эксперты уже подвергли критике. Так, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева считает, что это приведет к ухудшению ситуации в отрасли.

В фонде «Институт экономики города» (Москва) по запросу «РГ» сообщили, что формальная замена всех МУП на концессионеров в коммунальном секторе может не привести к повышению эффективности предприятий: «Замены и конкурсы целесообразны там, где МУП не достигают целевых показателей деятельности, не выполняют инвестиционные программы». Не одобрил возможные поправки в законодательство и министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев. Он предложил трансформировать МУП и ГУП в казенные предприятия, чтобы местные и региональные власти могли покрывать их долги без нарушения федерального законодательства. «В «коммуналке» внебюджетные источники вообще-то стремятся к нулю. Единственный способ привлечь инвестора — поднять ему тариф, потому что компания хочет выжить и заработать. А у нас рост платы за коммунальные услуги ограничен. По экономически обоснованному тарифу население платить не сможет. Выход — мы должны сферу ЖКХ финансировать из бюджета. Другое невозможно», — добавил Якушев.

Источник: https://rg.ru/2018/09/18/reg-cfo/spasut-li-koncessii-zhkh.html

Что такое концессии в ЖКХ?

Концессия в сфере жкх

Концессия — форма государственно-частного партнерства, которая предусматривает передачу государственного имущества  на определенный срок частному инвестору, который должен осуществить строительство (реконструкцию) переданного имущества и имеет право получать доход от его использования.  
Концессия на сегодняшний день является наиболее проработанной формой ГЧП для привлечения инвестиций в коммунальную сферу с позиции баланса интересов частного и государственного партнеров.

Основными плюсами концессии являются:

обеспечение для частного инвестора разносторонних гарантий, повышающих возвратность вложенных средств и снижающих инвестиционные риски: гарантия использования метода регулирования, долгосрочных параметров регулирования, фиксация правил регулирования тарифов на момент заключения концессии, гарантия объема выручки,  при изменении нормативных правовых актов;

прозрачность конкурсных процедур и четкие правила формирования условий концессии в процессе конкурса: условия концессии определяются конкурсной документацией и наилучшим конкурсным предложением, победитель определяется на основании ценового критерия —  дисконтированной валовой выручки (суммы тарифных и бюджетных средств, требуемых концессионеру для осуществления инвестиционных и эксплуатационных обязательств);

сохранение имущества в государственной собственности.

Существенными условиями концессии в коммунальной сфере являются:

долгосрочные параметры и метод регулирования тарифов;

задание и основные мероприятия, определяющие обязательства по созданию (реконструкции) объекта соглашения;

предельный размер средств на создание (реконструкцию) объекта соглашения;

плановые значения показателей деятельности концессионера (в том числе показателей качества, надежности и энергоэффективности);

порядок возмещения расходов концессионера, не возмещенных к моменту окончания концессионного соглашения.

В 2014 году по данным Минстроя России  было заключено порядка 115 концессионных соглашений в коммунальной сфере.

В 2015 году по данным единной информационной системы государственно-частного партнерства в России (pppi.u) в процессе подачи заявок на участие в концессионном конкурса находятся 100 концессионных проектов, в процессе подведения итогов конкурса — 149 проектов.

.

Порядок проведения конкурса и определения победителя:

Концедент обязан согласовать с РЭК метод регулирования и значения долгосрочных параметров, не являющиеся критериями конкурса (размер инвестированного капитала до перехода на метод доходности инвестированного капитала и срок возврата инвестированного капитала).

РЭК также определяет предельные значения критериев конкурса, предельный рост НВВ и предоставляет иные величины и значения, необходимые для расчета прогнозной НВВ.

Концедент оформляет решение о заключении конкурса в котором определяется задание участникам в соответствии со схемами теплоснабжениями, водоснабжения и водоотведения, основные условия концессионного соглашения и критерии конкурса.

На основании решения и согласительных процедур с РЭК готовится конкурсная документация, в которой указываются: минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера, значения долгосрочных параметры, не являющиеся критериями конкурса, состояние объекта до передачи в концессию, прогнозные величины, которые используются для расчета прогнозной НВВ и не выступают в последующем условиями концессии, метод регулирования тарифов, предельные значения критериев конкурса, предельный рост необходимой валовой выручки от осуществления регулируемых видов деятельности.

Критериями конкурса являются: предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, объем субсидий концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (если конкурсной документацией предусмотрены такие расходы концедента); объем субсидий концедента на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения; плановые значения показателей деятельности концессионера, долгосрочные параметры регулирования тарифов .

Для оценки конкурсных предложений рассчитывается дисконтированная валовая выручка (сумма тарифных и бюджетных средств, требуемых концессионеру для осуществления инвестиционных и эксплуатационных обязательств). Дисконтированная валовая выручка рассчитывается по единому формату в вычислительной программе, размещенной на сайте torgi.ru.

По вопросам реализации инвестиционных проектов на основе концессионных соглашений обращаться:

119435, город Москва, улица Малая Пироговская, дом 13, строение 1, БЦ «П13»

+7 (499) 558-38-32

invest@gkhrazvitie.ru

Источник: https://www.gkhrazvitie.ru/concessions/

Концессия ЖКХ – что это такое простыми словами?

Концессия в сфере жкх

В последнее время в жилищно-коммунальном хозяйстве всё больше внимания уделяется такой форме договора, как концессия.

Другими словами, взаимовыгодному сотрудничеству частных собственников и государственных структур.

Сущность концессии в ЖКХ

Такого рода соглашение представляет собой партнёрские отношения желающих инвестировать в государственные объекты, нуждающиеся в реконструкции. Что является основанием для передачи этой недвижимости в эксплуатацию частнику.

Тогда как инвестирующий принимает условие о больших капиталовложениях в создание или ремонт тех или иных объектов, с учётом получения в дальнейшем хорошего дохода.

Такое взаимодействие государства и собственника (сокращённое название ГЧП) считается самым подходящим для обновления и оздоровления жилищно-коммунального хозяйства с помощью инвесторов, ведь сами здания и оборудование полностью сохраняются за государством. То, что это сотрудничество отлично подходит для обеих сторон – вполне очевидно.

В основе партнёрских отношений лежит федеральный закон за номером 115, о порядке заключения таких соглашений, а также постановление правительства под номером 748. которым утверждена типовая форма уступки прав частнику.

Как правило, одной из сторон при передаче в эксплуатацию технических сооружений, используемых в водопроводном, канализационном или тепловом хозяйстве, всегда выступает региональная власть, представляющая интересы государства.

К сведению! Иностранцы не могут участвовать в сделке, партнёрство доступно только российским предпринимателям.

В жилищно-коммунальном хозяйстве подписание такого соглашения возможно только при наличии следующих параметров:

  • длительный срок договора;
  • чёткие акценты, определяющие основные цели и задачи подписанного соглашения сторон в отношении реконструкционных или строительных работ;
  • конкретика в определении вкладываемой инвестиционной суммы, сверх которой обязательства предпринимателя заканчиваются;
  • выполнение частником определённых требований, в том числе энергосбережение, качественное выполнение работ, гарантия надёжности;
  • порядок получения своих затрат подрядчиком, в случае, когда соглашение уже истекло, а деньги ещё недополучены.

Нельзя сказать о том, что сотрудничество частных собственников и государственных органов абсолютно прибыльно, известно и о многих недостатках.

Преимущественные стороны и недостатки концессии ЖКХ

Среди преимущественныхсторон можно назвать:

  • открывающаяся перспектива реконструкции и модернизации жилищно-коммунальных зданий и сооружений без привлечения государственных денег;
  • период эксплуатации объектов предпринимателями ограничен конкретными сроками, тогда как сами имущественные комплексы как были государственными либо муниципальными, так и остаются;
  • такая форма уступки прав предусматривает сохранение за государством возможности наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью частника.

Если поближе познакомиться с существующей практикой, то такого рода форма не так уж и безоблачна:

  • разработка проектно-сметной документации, конкурсного пакета, ведение торгов, земельный кадастр и многое другое предусматривает определённую долю вложений из областных и муниципальных денег, минимальный объём которых составляет 20% от необходимых сумм;
  • непросто подобрать подходящего, достаточно состоятельного бизнесмена, который запросто потратит большие деньги на жилищно-коммунальную сферу, обычно заняться этим хотят предприниматели средней руки, а то и вовсе изменившие форму собственности муниципальные структуры, которые не имеют нужной суммы.

Чтобы соглашения в виде концессии работали, создан специальный фонд, содействующий реформам в жилищно-коммунальном хозяйстве. Участвуя в нём, предпринимателям предписано в первую очередь обратить внимание на небольшие города и сёла с числом проживающих не больше 250 тысяч человек.

При этом условия финансирования предполагают, что вложения инвестирующего должны быть не менее 20% от абсолютных затрат. Из фонда же средства могут быть получены в пределах трёхсот миллионов рублей.

В случае, когда бизнесмен нарушил установленные концессией сроки, не выполнил намеченное и остался должен перед фондом – проект не удался. Хотя чаще всего, в связи с упадочным состоянием ЖКХ, это и не является его виной.

Как заключить концессию в ЖКХ

После того, как частник, желающий инвестировать, подобрал подходящий объект типа котельной, алгоритм действий следующий:

  • подать заявку в местную администрацию;
  • исполнительный орган подготовит ПСД и проведёт конкурсные процедуры;
  • комиссия проанализирует документацию всех заявителей и выберет подходящего инвестора;
  • когда пакет документов подал только один претендент, он и будет заниматься инвестированием без всякого конкурса;
  • предпринимателя могут обязать откорректировать свои планы, но иногда этого не требуется.

Текст соглашения частника и государства состоит из нескольких пунктов:

  1. Описательная характеристика объекта уступки прав.
  2. О периоде, когда договор будет действителен.
  3. О величине сумм концессии , в каком виде она будет осуществляться и в какие сроки
  4. О величине сумм и их составляющих, идущих на реконструкционные или строительные мероприятия.
  5. При каких обстоятельствах договор расторгается до окончания намеченного срока.
  6. Каким образом будут разрешаться претензии сторон.
  7. Банковские гарантии.
  8. Данные о субъектах и их подписи.

Кроме того, предпринимателю в обязательном порядке передаются все документы на принимаемые им в эксплуатацию объекты.

Что иногда мешает передать объекты в концессию ЖКХ

Предметом уступки прав может стать любой объект ЖКХ (инженерные сети, электроподстанции, тепловые котельные), но при этом важно:

  • государственная собственность должна быть официальной;
  • в обязательном порядке оформляется уступка прав на объект.

Из-за этого часто бывают проблемы при подписании договоров, т.к. часть трасс до сих пор не имеет правоустанавливающей документации, а некоторые, даже имея полный пакет, не могут рассматриваться для инвестиций из-за скопившихся долгов.

Все необходимые шаги для снятие этих вопросов предпринимаются на уровне Правительства РФ.

По статистическим данным, за 2017 г. количество заключённых концессий в ЖКХ, имеющих успех, изрядно выросло.

Источник: https://fin-atlas.ru/kontsessiya-zhkh-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/

Концессия жкх

Концессия в сфере жкх

Концессией называется форма партнерства государства с инвесторами. Концессионные соглашения в сфере ЖКХ – это привлечение средств инвесторов к реконструкции тех объектов, которые на основании соглашений могут быть переданы в пользование на определенный период в руки частных инвесторов.

При этом партнер-инвестор обязуется вложить серьезные средства в строительство или реконструкцию государственного имущества и эксплуатировать переданные объекты, получая доход.

Таким образом, концессия – государственно-частное партнерство (далее – ГЧП), признанное наиболее удачным выходом обновить и оздоровить сферу ЖКХ за счет инвесторских вложений, при этом объекты остаются в собственности государства. Выгодна такая форма обеим сторонам.

ГЧП регламентируется такими законодательными актами:

  1. Законом № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
  2. ПП РФ № 748 «Об утверждении типового концессионного соглашения».

Передавая в концессию объекты водо- и теплоснабжения, водоотведения, государство на законодательном уровне закрепило за собой право выступать (в лице субъекта РФ) стороной концессионного соглашения.

В коммунальной сфере концессионные соглашения возможны при таких условиях:

  • долгосрочность действия контрактов;
  • наличие четко очерченного круга задач и обязательств, подлежащих безусловному выполнению по реконструкции или строительству объектов;
  • инвестиции имеют верхний предел, сверх которого частник не обязан вкладывать средства;
  • показатели, которых должен достичь концессионер, среди которых – энергоэффективность, качество, надежность;
  • алгоритм возврата средств, истраченных инвестором (если к конечной дате концессионного соглашения возмещение прошло не в полной мере).

Разумеется, ГЧП не является стопроцентно беспроигрышным вариантом, есть и негативные стороны.

Что это такое: определение простыми словами

Концессия в сфере ЖКХ – это партнёрская форма взаимодействия между государством (муниципалитетом) и частными инвесторами с целью вовлечения части их активов в обустройство и оздоровление объектов социальной инфраструктуры и развитие комплекса отраслей экономики, обеспечивающих функционирование жилых строений, а также создающих безопасность, удобство и комфорт проживания и пребывания в них жильцов, являющихся потребителями комплекса услуг по обслуживанию жилья:

  • отопления;
  • канализации;
  • подачи света;
  • воды и газа;
  • вывоза мусора;
  • текущего ремонта зданий.

Указанный документ чётко регламентирует:

  1. процедуру составления;
  2. регулирование выполнения условий соглашения;
  3. условия, при которых являются возможным прекращение договорённостей концессии.

Концессия в сфере ЖКХ: особенности, условия заключения соглашений

Слово концессия произошло от латинского «concessio», что в переводе означает — «уступка» или «разрешение». Это вид договора между частной компанией и государством о временной передаче в эксплуатацию предприятий, земельных участков.

Инвестор использует свои средства на возведение, модернизацию либо обслуживание, получает доход.

Концессия в сфере ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства)означает вовлечение частного сектора в управление зданиями или предоставление коммунальных услуг.

Понятие концессии в применении к ЖКХ

Такая форма партнерства государства и инвесторов, как концессия, практически отсутствовала в РФ два десятилетия назад. Но сейчас она стала распространенной, успешно реализуясь и в сфере ЖКХ. Внесенные средства идут на строительство, реконструкцию или использование объектов, временно (иногда бессрочно) переданных в частные руки. Партнеры государства при этом получают доход.

Считается, что концессионные соглашения оздоравливают сферу ЖКХ, обновляя ее посредством привлеченных финансов. Однако, объект находятся в государственной собственности, а доступа для иностранных инвесторов не имеется. По закону лишь компании от РФ могут вступить в государственно-частное партнерство (ГЧП). Концессия регулируется законодательством:

  • № 115-ФЗ, Федеральным законом «О концессионных соглашениях»;
  • Постановление Правительства РФ № 748 «Об утверждении типового концессионного соглашения».

Концессионный договор

Концессионная сдача объекта в коммунальной сфере производится при выполнении следующих условий.

  • Контракт должен быть долгосрочным.
  • Четко поставленные задачи, перечень обязательств с последующим выполнением.
  • Наличия верхней границы для инвестиции, выше которой инвестор не обязан вкладывать финансы.
  • Качество, надежность, эффективность по расходу энергии.
  • Наличие алгоритма по возврату потраченных инвестором средств (в случае отсутствия полного погашения к конечной дате договора).

Концессионное соглашение заключается в определенном порядке.

  • Инвестор по реконструкции жилищно — коммунального хозяйства выбирает объект. К примеру, котельная устраивает его по характеру, объему работ и вложений.
  • Необходимо заявить о намерении в местный орган власти.
  • Далее проводится конкурс по назначению партнеров или миссия возлагается по ст. 37 ФЗ «О концессионных соглашениях» на единственного инвестора без торгов.

Концессионный договор включает:

  • описание объекта соглашения, документация;
  • срок действия;
  • порядок концессионной оплаты, размер, периодичность взносов, форма платежа;
  • расчет по финансированию реконструкции или использования объекта;
  • досрочное расторжение — условия;
  • способы разрешения конфликтов;
  • гарантии от кредиторов;
  • дата, подписи и наименование сторон.

Преимущества и недостатки

Концессия в сфере ЖКХ выгодна обеим сторонам соглашения. К положительным для государства относятся следующие моменты.

  • Возможность улучшать объекты ЖКХ без бюджетных расходов.
  • Передача в концессию позволяет оставлять имущество в государственной или муниципальной собственности.
  • Концессионное партнерство предоставляет право наблюдения и контроля за хозяйствованием инвестора.
  • Можно консолидировать средства из разных источников.

На деле в подобных договорах есть следующие плохие стороны.

  • Государство софинансирует из регионального бюджета подготовку проекта в размере 20%.
  • Трудно найти инвестора, делающего значительные вложения. Чаще это малый бизнес.

Фонд поддержки

Для привлечения частных инвесторов и поддержки проектов создан Фонд реформирования сферы ЖКХ. Он содействует усилиям концессионеров, направленным на объекты небольших населенных пунктов.

Условия обеспечения следующие: в мероприятие вкладываются по 40% местный, региональный бюджеты, а также инвестор с долей от 20%. Предельная сумма помощи — 300 млн. рублей. Если соглашение не выполняется инвестором, формируется задолженность по отношению к Фонду.

В таком случае проект считают неудавшимся, причем концессионеров зачастую нельзя считать виновными.

Итоги и другие возможные проблемы

При сдаче объектов ЖКХ в концессию важно наличие официального оформления факта, что они находятся в государственной собственности. Нужен дополнительный документ об обременении, передаче права собственности на определенный срок.

Сложность может заключаться в отсутствии оформленного права владения, наличии долгов. Поэтому Правительство РФ продолжает регулировать проблемы на законодательном уровне.

Однако, объем успешных инвестиций по концессионным договорам имеет тенденцию к росту.

Концессия в сфере ЖКХ: особенности, условия заключения соглашений Ссылка на основную публикацию

Источник: https://okommunalke.ru/voprosy/kontsessiya-v-sfere-zhkh

Концессия простыми словами

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Но чтобы частный инвестор в отрасли заработал в полную силу, нужно окончательно решить вопрос прямых договоров с ресурсниками, сошлись во мнении участники форума.

Кроме того, двигаться дальше мешает отсутствие квалифицированных управленцев в ЖКХ. В отрасль приходит инновационное оборудование, но, к сожалению, многие коммунальные предприятия продолжают работать так, как привыкли — по старинке.

В планах министерства, по словам Оксаны Демченко, продолжение политики активного привлечения частных инвесторов, отстройку механизмов установления предельного уровня тарифов по оплате ЖКХ (чтобы частник не задирал цены), формирование перечня показателей по привлечению частных инвесторов (за чем теперь регулятор будет строго следить).

https://www..com/watch?v=kSWgtHMyBlQ

Источник: https://policiya.okd1.ru/konsultacziya/konczessiya-zhkh/

Granit-original
Добавить комментарий